ИВАНОВ Иван Константинович - родился в 1884 году в г.Рыбинске.
1910 - 1914 гг. - токарь на Путиловском заводе в г.
Петрограде, член стачечного комитета.
1914 - 1920 гг. - слесарь-лекальщик, токарь на Ревельском
(г.Таллин) судостроительном заводе.
1920 - 1922 гг. - член руководства Совета народного
хозяйства г. Рыбинск.
1922 - 1924 гг. - член Заводоуправления
Государственного автомобильного
завода № 3 г. Рыбинск.
1924 - 1925 гг. - Управляющий (Директор)
Государственного авиационного завода
№ 6 г. Рыбинск.
1926 - 1927 гг. - работник Авиатреста ВСНХ г. Москва.
С 1917 г. по 1918 г. состоял в Партии левых эсеров.
С 1921 г. по 1927 г. член ВКП(б).
В конце 1920 г. был делегатом Всероссийского съезда Советов от Рыбинского Совета народного хозяйства, на котором встречался и разговаривал с В.И. Лениным.
В очерке использованы материалы личного архива автора,
Российского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива Ярославской области (ЦДНИ ГАЯО).
Спасибо Ларисе Владимировне Гузановой, заместителю директора Центра документации новейшей истории Государственного архива Ярославской области (ЦДНИ ГАЯО) http://www.yararchive.ru/contacts/
Спасибо Татьяне Валерьевне Седовой, научному сотруднику Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).
http://www.rusarchives.ru/federal/rgaspi/
Спасибо Алексею Юрьевичу Орлеанскому, художнику из г. Рыбинска
за внимание и присланные материалы из музея и НПО «Сатурн».
http://orleansky.narod.ru/index.htm
|
Членский билет И.К.Иванова Рыбинского отделения Союза рабочих металлистов 1924 год (с его личной подписью) |
Так сложилась судьба, что я только недавно восстановил жизненный путь своего деда по материнской линии Ивана Константиновича Иванова.
Моя жизнь тоже сложилась в авиационной промышленности, и я, сам того не зная, работая в системе Минавиапрома СССР, продолжил дело своего деда.
Эта публикация - дань памяти человеку, прошедшему сложный жизненный путь от рабочего до директора авиационного завода, работника Авиатреста ВСНХ.
Человеку, участвовавшему в создании авиапромышленности Советской России.
Копылов Е.В. - внук
г. Балашиха, 2009-2013 годы.

Назначенный в 1924 году управляющим (директором) Авиационного завода №6, И.К. Иванов организовал работу по расконсервации завода, подбору персонала, восстановлению основных и вспомогательных цехов для подготовки и освоения производства авиационных моторов.
Учитывая, что он сам не имел специального образования, а также острую нехватку на заводе технических специалистов, новый управляющий привлекал к работе "старых спецов" (инженеров и мастеров), работавших ещё на заводе «Русский Рено» и ГАЗ №3.
Позднее, это послужило поводом для обвинения его со стороны Рыбинского Уездного комитета РКП(б) в «окружении себя чуждым элементом».
В сентябре - октябре 1925 года решением Рыбинского Уездного комитета РКП(б) (от 11.09.1925 г. за подписью отв.секретаря Рыбукома партии Черепанова Я.П.) и последующим постановлением Ярославской Губернской Контрольной Комиссии РКП(б) (от 28.10.1925 г.) "за компрометацию Рыбукома РКП(б) в присутствии беспартийных спецов, окружение себя чуждым элементом, кутежи, разгулы и бесхозяйственность" И.К.Иванов был исключён из партии на 6 месяцев, "с отзывом от занимаемой должности" директора завода.
Почти полгода, после этого, И.К.Иванов добивался реабилитации - дважды безрезультатно подавал апелляцию в Ярославскую Губернскую Контрольную Комиссию РКП(б).
Только после обращения в высшую инстанцию - Центральную Контрольную Комиссию ВКП(б), которая, на заседании от 28 мая 1926 года, под председательством Секретаря ЦКК ВКП(б) Ем.М.Ярославского, рассмотрела его дело, И.К.Иванов был восстановлен членом ВКП(б) "с объявлением ему выговора за партневыдержанность".
В январе 1926 года И.К.Иванов с семьёй уезжает из Рыбинска в Москву, где его, бывшего директора авиазавода №6, приглашают на работу в Отдел авиамоторов Государственного Треста Авиационной Промышленности Высшего совета народного хозяйства (Авиатреста ВСНХ - предшественника Наркомавиапрома СССР), где он проработал почти до самой смерти.
Репрессии, которым подвергли Иванова И.К. местные партийные органы Рыбинска и Ярославской губернии, сильно подорвали его здоровье - он заболел открытой формой туберкулёза.
Будучи уже тяжело больным, И.К.Иванов с семьёй в апреле 1927 года возвращается из Москвы на родину, в Рыбинск.
Умер в Рыбинске 5 июля 1927 года от туберкулёза лёгких.
Похоронен на кладбище с. Ивановское (г.Рыбинск).
В Рыбинске у него осталась семья: жена - Е.И. Иванова (проработавшая до 1941 года контролёром ОТК на заводе мужа) и три дочери - Валентина, Людмила и Галина.
Впоследствии, могила И.К. Иванова оказалась на территории Авиационного завода, но была сохранена администрацией.
По свидетельству его дочери - Копыловой Л.И., в 1954 году на могиле отца, на территории завода (куда её специально пригласили), стоял небольшой металлический обелиск - пирамида со звездой и надписью "Первый директор завода Иванов Иван Константинович".
|
Семья И.К. Иванова, г. Рыбинск, 1935 год |
|
Справка ЦКК ВКП(б) о восстановлении И.К.Иванова в партии, 1926 год |
Евгения Ивановна Иванова (1895-1959) - жена И.К.Иванова оставила письменные воспоминания об этом событии:
«…во время перерыва делегаты сидели на лестнице, … Ленин уселся среди делегатов, среди простых рабочих, и стал расспрашивать: как идут дела, где работают. Муж ответил, что работает в совете народного хозяйства Рыбинска, что дела идут неважно - опыта нет. Ленин спросил кем он был до Революции. Муж ответил, что был рабочим, токарем на заводах, членом стачечного комитета. Ленин хлопает его по плечу - значит бунтарь, значит организатор рабочих, значит и в совнархозе дело наладит…»
Члены заводоуправления завода ГАЗ № 3 1922 год
г. Рыбинск (белым крестиком отмечен И.К.Иванов)
Но уже в мае 1924 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР ГАЗ № 3 был передан в ведение Государственного Треста Авиационной Промышленности (Авиатреста) для освоения и серийного производства совершенно новой для Советской России продукции - авиационных моторов.
Авиационная промышленность нуждалась в российских авиационных моторах, чтобы не зависеть от зарубежных поставок.
Завод получил новое название: Государственный авиационный завод № 6 (ГАЗ № 6).
В 1924 году на Государственном авиационном заводе № 6 назначают Управляющего (директора) из числа работников Рыбинского Совета Народного Хозяйства, члена заводоуправления, члена ВКП (б) с 1921 года -
ИВАНОВА Ивана Константиновича
(это первый директор на Рыбинском авиационном заводе
№ 6 после его консервации), на заводе о нём информация не сохранилась.
Есть в Рыбинске крупное авиационное моторостроительное предприятие НПО «Сатурн», основу которого составляет завод «Рыбинские моторы». Предприятие имеет славную историю, берущую начало в 1916 году, когда был основан автомобильный завод «Русский Рено», впоследствии Государственный автомобильный завод № 3 (ГАЗ № 3).
К 1923 году автозавод, в основном был построен, хотя автомобилей он так и не успел выпустить. В 1923 - 1924 годах завод находился на консервации практически без руководства и без персонала.