Copyright © 2011-2013 www.mapssr.ru

ДЕНЬ  ВОЗДУШНОГО  ФЛОТА   (День  Авиации), ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

1.  ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ   ПРАЗДНИКА

В 1917-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение, авиационный спорт и военное применение авиации. Популярность авиации среди населения не имела себе равных. 
Развитие авиации в СССР можно иллюстрировать следующими важнейшими событиями тех лет:

1 мая 1918 г. - первый военный и авиационный парад в РСФСР.
1 мая 1918 года на Ходынском поле состоялся первый военный и авиационный парад войск Московского гарнизона.
В нём участвовали пехотные части, кавалерия, артиллерия и бронемашины, а также первые авиационные отряды, причём многие самолёты имели ещё  опознавательные знаки Русской Армии.
С Красной площади, после митинга, сюда прибыл В.И.Ленин (в сопровождении Н.К.Крупской и М.И.Ульяновой). Он осмотрел ангары, самолеты, беседовал с летчиками и авиатехниками.
После прохождения пехоты, артиллерии, кавалерии взоры всех устремились к небу, где летчик И.Н.Виноградов на самолёте Ньюпор-21 совершил полёт над Ходынкой и выполнил фигуры высшего пилотажа.
Сохранилась картина неизвестного художника, посвящённая этому событию   (спасибо Марку Кожура).










Любопытно, что латышские стрелки под командованием И.И.Вацетиса потребовали, чтобы военный парад принимал именно В.И.Ленин, а не Л.Д.Троцкий (только что назначенный наркомом по военным делам), имевший низкий авторитет в войсках -
это так же отражено на приведённой здесь картине (Троцкий стоит в сторонке).

17 января 1921 г. - принят первый советский законодательный акт по авиации - Декрет «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над её территориальными водами».
1 мая 1921 г. - открылась почтово-пассажирская авиалиния Москва-Орёл-Харьков (обслуживалась старыми самолётами «Илья Муромец»).

1 мая 1922 г. Открылась первая в СССР международная авиалиния Москва-Кённигсберг (авиакомпания Дерулюфт).
9 февраля 1923 г. - Совет Труда и Обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации» - официальная дата создания гражданской авиации СССР.
8 марта  1923 г. - создано Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое принимало участие в оборудовании аэродромов, собирало средства на строительство самолётов для Военно-воздушных сил РККА, проводило Всесоюзные планерные соревнования в Крыму.

17 марта 1923 г. - создано Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота - «Добролёт» с уставным капиталом 2 млн. рублей золотом. Основной целью ставилась организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых авиалиний, а также развитие отечественной авиационной промышленности.

3 сентября 1923 г. - В.И.Ленин и Н.К.Крупская внесли шесть личных  червонцев золотом в АО «Добролёт» для покупки пассажирского самолёта Юнкерс Ю-13 «Правда».

23 января 1927 г. - образовано  Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству - ОСОАВИАХИМ (с 1951 -ДОСААФ СССР, с 1991 - РОСТО).

20 марта 1930 г. - на базе аэромеханического факультета МВТУ им. Баумана образовано Высшее аэромеханическое училище   (с 29 августа - Московский авиационный институт).

26 июня 1930 г. - под Воронежем под руководством Л.Г.Минова началась первая в СССР массовая подготовка парашютистов для выполнением прыжков с самолёта. Этот день считается днём рождения советского парашютного спорта.

27 апреля 1932 г. - Президиум ЦИК СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР.
Общество друзей Воздушного Флота
АО "Добролёт"
Самолёт Ю-13 "Правда", закупленный на собранные средства с участием Ленина и Крупской.
Плакат ОСОАВИАХИМ 1935 год
2.  УЧРЕЖДЕНИЕ   «ДНЯ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР»   (Дня Авиации).

Командующий ВВС РККА  Я.И. Алкснис в ноябре 1932 года внёс на рассмотрение Революционного
Военного Совета (высшего    военного органа СССР) предложение ВВС об учреждении нового праздника
- «Дня авиации», «с целью дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации
в массах» (www.kurzemesavio.ru/alksnis.html).

Праздник  предлагалось проводить ежегодно в августе ("наилучшем времени по метеоусловиям, после подготовки в летних лагерях личного состава ВВС") в виде авиационных парадов, с демонстрацией лучших образцов военной и гражданской авиации, пилотируемых лучшими военными и гражданскими лётчиками,  а также с участием выдающихся спортсменов авиаторов и парашютистов. 


Ранее регулярных авиационных праздников ни в царской России, ни в СССР не было.

Указанное предложение  было рассмотрено в Правительстве и ЦК, после чего 28 апреля 1933 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление № 859 «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР».
Так, с 1933 года  возникла  традиция ежегодно 18 августа проводить празднование  Дня Воздушного Флота СССР.  Этот праздник был установлен как для военных и  гражданских авиаторов, так и для разработчиков и создателей авиатехники.
Публикация Постановления № 859 от 28 апреля 1933 года Постановление СНК от 28 апреля 1933 г. № 859 (копия) Газета Красная Звезда от 18 августа 1933 г. Указ Президиума ВС СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х (выписка)
Публикация Постановления № 859 от 28 апреля 1933 года Постановление СНК от 28 апреля 1933 г. № 859 (копия) Газета Красная Звезда от 18 августа 1933 г. Указ Президиума ВС СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х (выписка)
В некоторых источниках сказано, что выбор даты был связан с десятилетием создания 18-го августа 1923 года службы по надзору в сфере гражданской авиации.

По другим данным (И.И.Родионов  http://www.airforce.ru/history/chronology) -
«в первый раз в 1933 году решили сделать праздник 18 августа - выходной по шестидневке. К этому дню за заслуги в развитии планеризма С.В.Ильюшин был награжден орденом Красной Звезды. П.И.Баранов получил орден Ленина».
Официально День Воздушного Флота СССР был установлен на 18 августа вплоть до 1980 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР  от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа.
Последний воздушный парад в Тушино состоялся 9 июля 1961 года.
В дальнейшем, в Домодедово  проводились воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники. Последний - 9 июля 1967 г. в честь 50-летия Октябрьской Революции (посмотреть можно здесь).
А, 21 августа 1977 году в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник спортсменов ДОСААФ СССР, посвящённый шестидесятилетию Великого Октября (посмотреть можно здесь).
В 70-е и 80-е годы центральные авиапарады не проводились, ограничивались торжественными мероприятиями (собраниями). 

Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном  (местном) уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков-испытателей ЛИИ), в Монино, в Кубинке и других городах авиационной принадлежности.

Начиная с 1955 года и по 1991 год празднование Дня Воздушного Флота СССР открывалось торжественными заседаниями проводимыми руководителями ВВС Минобороны, Минавиапрома, Министерства гражданской авиации, ДОСААФ.

Если воздушные парады проводились не регулярно и не каждый год, торжествен-
ные заседания, посвящённые Дню Воздушного Флота СССР, проводились
ежегодно и приурачивались именно к 18 августа или в ближайшую пятницу.

Первое торжественное заседание состоялось в 1955 году в зелёном театре Парка
им. Горького (участвовал Г.К.Жуков), а последнее состоялось 16 августа 1991 г.
в Концертном зале им. Чайковского (участвовали почти все члены будущего ГКЧП).


Все торжественные Собрания представителей трудящихся г. Москвы и воинов
столичного гарнизона, посвященные Дню Воздушного Флота СССР -
так официально назывались эти мероприятия, на которых мне довелось
присутствовать (с 1981 г. по 1991 г.), проводились по одному сценарию.


Проводились они в пятницу (ближайшую к Дню Авиации) поочерёдно  в Центральном театре Советской Армии, Колонном зале Дома союзов и в Концертном зале им. Чайковского.
Официальная часть отрывалась весьма представительным президиумом из числа руководителей ВВС и авиационных отраслей, генеральных и главных конструкторов авиатехники, спортсменов-чемпионов авиаторов, космонавтов СССР.

С основным докладом выступал как правило Главком ВВС, иногда Министры авиационной  промышленности и гражданской авиации. Потом выступали передовики производства из авиапрома и чемпионы,  рекордсмены авиаспорта. Официальная часть длилась около 1,5 часов.

Потом часовой перерыв, во время которого можно было закусить и немного выпить за накрытыми в фойе столами. Играл военный духовой оркестр (с обязательным «Маршем авиаторов»),  желающие могли потанцевать.
Завершал это торжественное собрание Большой праздничный концерт с участием наиболее популярных и известных артистов, певцов и танцоров.

Запомнилось выступление знаменитого киноактера Н.А. Крючкова, который вместе с военным ансамблем исполнил знаменитые песни из кинофильма «Небесный тихоход».
Иногда проводилась видеосъёмка этого концерта и тогда  в воскресенье запись  концерта, посвящённого Дню Авиации  показывали по Центральному телевидению.
Пригласительный билет 1984 года Пригласительный билет 1984 года
Пригласительный билет 1987 года Пригласительный билет 1987 года
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЕ   БИЛЕТЫ   НА   ПРАЗДНОВАНИЕ   ДНЯ   "ВОЗДУШНОГО  ФЛОТА  СССР"
(при наведении курсора открывается разворот)
Пригласительный билет 1988 года Пригласительный билет 1988 года
Пригласительный билет 1991 года Пригласительный билет 1991 года
Проведение торжественных заседаний к Дню Воздушного Флота СССР продолжалось до августа 1991 года. Это заседание
16 августа мне особенно запомнилось не только потому, что для меня оно было последним, а скорее всего по эпизоду, когда в самом начале заседания в президиум тихо прошли несколько человек, в которых все с удивлением узнали самых первых лиц из руководства Страны (кроме Горбачева).

Это были: Г.И. Янаев (вице-президент СССР), Д.Т. Язов (Министр обороны), О.Д. Бакланов (зам.пред. Совета Обороны), 
Б.К. Пуго (Министр внутренних дел). Никогда до этого, такие высокие руководители не посещали торжественные заседания, посвящённые Дню Авиации.
Никто из них не выступил. Они ушли раньше других, также тихо, как и появились.
Для нас всех это было загадкой.

И только в понедельник 19 августа мы все узнали, что  эти самые руководители  СССР, присутствовавшие на праздновании Дня Авиации в Зале им. Чайковского, образовали ГКЧП (Государственный  комитет по чрезвычайному положению) и предприняли неудавшуюся попытку спасти СССР и  КПСС от надвигавшегося разрушения.
4. ПРАЗДНИКИ  АВИАТОРОВ   В   РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ   С   1992 года


Постановлением Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. N 3564-1 был установлен
праздник День Воздушного Флота  России (третье воскресенье августа).
В 1992 году День Воздушного Флота официально вообще не праздновался.


Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 № 949 был впервые
установлен праздник  День Военно-воздушных сил России - 12 августа
(празднуется в День Воздушного Флота). Этот новый праздник "привязали" к событию
1912 года, когда приказом Военного ведомства (Военного министерства России)
от 12 августа  вводился в действие штат (штатное расписание) воздухоплавательной
части (подразделения) Главного управления Генерального штаба.

С 1997 года эту дату (12 августа) стали считать днём создания военной авиации  в России.
Впервые, обоснование даты празднования Дня Военно-воздушных сил России
опубликовано в журнале "Авиация и космонавтика" № 6 1996 года.



                                                   Речь идёт о приказе № 397, подписанном временно Управляющим Военным Министерством
                                                   Инженер-генералом А.П. Вернандером 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года
                                                   по которому, согласно "повелению" Николая II  от 22 ноября 1911 года (5 декабря по н/ст),
                                                   все  вопросы воздухоплавания в армии сосредотачивались в главном управлении
                                                   Генерального штаба (ГШ) и утверждается штат (штатное расписание, т.е. оклады и численность
                                                   чиновников) воздухоплавательной части (подразделения) управления Генштаба.
                                                   Это подразделение Генштаба возглавил  генерал-майор генерального штаба М.И. Шишкевич
                                                  
(с годовым окладом   жалования,  по этому штатному  расписанию,  2605 руб. 28 коп.)

                                                  Однако, уже в декабре 1913 г. (приказом Военного министра от 20.12.1913 № 666)  эта
                                                  воздухоплавательная часть (подразделение) управления Генштаба была расформирована,
                                                  а её функции в части снабжения авиатехникой были переданы воздухоплавательному
                                                  отделению Главного военно-технического управления Военного  министерства, а в части
                                                  организации боевой подготовки  - в отдел по устройству и  службе войск Генерального штаба
                                                  (http://ru.wikipedia.org/wiki/Императорский_военно-воздушный_флот_России).

                                                  Да и сам пиказ № 397 от 12.08.1912 военные чиновники выпустили только через полгода
                                                  после соответствующего повеления  Николая II   5 декабря 1911 года (по новому стилю).
                                                  Поэтому, «привязка» Дня Военно-воздушных сил к дате 12 августа 1912 г. - как дате основания
                                                  Военно-воздушных сил России, является малоубедительной, скорее уж надо рассмотреть дату
                                                  "повеления" царя - 22 ноября 1911 года (5 декабря) или дату "высочайшего утверждения"
                                                  - 9 июля 1912 года (22 июля) (см. копию приказа № 397).




На мой взгляд, за дату создания Военно-воздушных сил России надо принять дату 24 июня
1913 года (7 июля по н/ст), когда Николай II   присвоил   офицерам,  имеющим звание военного 
лётчика  право ношения отличительного знака, согласно прилагаемого рисунка и описания 
(Приказ Военного ведомства от 3 июля 1913 года № 417).












Существует и другая дата зарождения военно-воздушных сил России - 6 февраля (19 февраля но новому стилю) 1910 года,
когда Николай II "соизволил одобрить" работу Особого комитета по усилению военного флота"  вел.князя
Александра Михайловича ("Родная газета" № 3(276), 16 февраля 2010 г.)   (http://www.rodgaz.ru).

После 1991 года появилось множество "отраслевых" праздников авиации, увязанных с историческими датами, указанными
в скобках:
Командующий ВМФ назначает праздник - День авиации ВМФ (4 июля 1916 года),   Командующий Сухопутными войсками -
День армейской авиации (28 октября 1948 года), появляется День дальней авиации (23 декабря 1913 года) ,
затем День военно-транспортной авиации (1 июня 1911 года).

А вот у гражданской авиации возникли сразу два праздника в году: - 9 февраля (1923 год) и 7 декабря (1996 год).

Новые праздники авиации создавались в большой спешке, поэтому возникло много путаницы в датах.
Например, День Авиации ВМФ надо праздновать 4 июля (а не 17-го) т.к. событие к которому пытались привязать новый  праздник,  хорошо известно  и  датируется   21  июня  1916 г.  по старому стилю  или  4-го по новому
(победа в воздушном бою четырёх русских гидросамолётов М-9 над четырьмя немецкими у  мыса Рагоцем в Рижском заливе)       (http://militera.lib.ru/h/boevaya_letopis_flota/41.html).


На мой взгляд, все решения последних двадцати лет по авиационным праздникам являются политическими  и имеют целью дальнейшую десоветизацию российского общества  (вспомним малоубедительный праздник 4-го ноября).
Какого-либо серьёзного исторического обоснования эти новые праздники не имеют.

Необходимо отметить, что во всех последних Указах и Постановлениях  о новых авиационных праздниках Российской Федерации отсутствует какое-либо упоминание о создателях авиационной техники, учёных, конструкторах и испытателях - работниках авиационной промышленности.
Это косвенно говорит о том, что, в современной России, авиационная промышленность, как отрасль народного хозяйства, к сожалению,  не имеет места.                                                                                 
Этот очерк я начал готовить ещё в апреле 2011 года, когда с удивлением узнал, что даже в среде продвинутых любителей авиации существуют разночтения и путаница в истории и датах современных праздников авиации и праздников авиации СССР.
Постановление Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. №3564-1   (вед. СНД и ВС РФ, 22.10.1992, №42)
Указ Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 949 (собр.зак.РФ, 01.09.1997, №35)
Первый авиационный праздник, посвящённый Дню Воздушного Флота СССР, состоялся на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе   18 августа 1933 года  (на терр. Ходынского поля).
В Ленинграде 18 августа 1933 года из-за плохой погоды состоялся только парад частей   ВВС  РККА на Комендантском аэродроме.
Первый праздник "Дня авиации" 18 августа 1933 г. на Ходынском поле. Неизвестный художник. Парад лётчиков РККА 18 августа 1933 г. на Комендантском аэродроме в Ленинграде. Фото. В.Федосеева Билет на праздник в Тушино 1951 г. Пропуск  в Тушино 1953 г.
Первый праздник "Дня авиации" 18 августа 1933 г. на Ходынском поле. Неизвестный художник. Парад лётчиков РККА 18 августа 1933 г. на Комендантском аэродроме в Ленинграде. Фото. В.Федосеева Билет на праздник в Тушино 1951 г. Пропуск в Тушино 1953 г.
                             Копылов Е.В.
     - ветеран авиапрома СССР
                                    18.07.2011
с дополнениями  2011-2014 гг.
Вход на Ходынский аэродром 1916 г. Ходынский аэродром 1 мая 1918 г. (подготовка к параду). Неизвестный художник "Парад 1 мая 1918 г. на Ходынском поле" В.И.Ленин, Н.К.Крупская и М.И.Ульянова перед отъездом с Ходынского поля, 1 мая 1918 года
Вход на Ходынский аэродром 1916 г. Ходынский аэродром 1 мая 1918 г. (подготовка к параду). Неизвестный художник "Парад 1 мая 1918 г. на Ходынском поле" В.И.Ленин, Н.К.Крупская и М.И.Ульянова перед отъездом с Ходынского поля, 1 мая 1918 года
3. ПРАЗДНОВАНИЕ   «ДНЯ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА»   в    СССР.

В довоенные годы празднование Дня Воздушного Флота СССР в основном  заключалось в подготовке и проведении масштабных авиапарадов в Тушино, требовавших большого времени, средств и хороших метеоусловий.
После войны воздушные парады проводились только в Тушино и не каждый год.

Посмотреть документальные фильмы о Воздушном параде можно в Кинозале сайта.
Интересный очерк о параде в Тушино в 50-е года оставил «старый москвич» Анатолий Мурадов (http://www.ilplane.ru/cl/Pervym_delom__samolety.html).
Приглашение на праздник авиации 1951 г. "Сталин на празднике авиации 1949 г." худ. Константин Китайка
                                                                                                      *               *               *
Если меня спрашивают
: «когда же всё-таки праздновать День Воздушного Флота?», я всегда отвечаю: настоящие  авиаторы начинают праздновать   18 августа и продолжают до третьего воскресенья августа…. 
(или наоборот).
Наш  тост:    "... за  День Авиации!  За тех, кто в небе!  Наше троекратное Ура!  Ура!  Ура!"



ОСНОВНЫЕ  ИСТОЧНИКИ:
Личный архив автора сайта.
Шахурин А.И. «Крылья победы» М.Политиздат 1990.
Яковлев А.С. "Цель жизни" М.Политиздат, 1987 г
Авиация и воздухоплавание до Второй мировой войны (http://www.retroplan.ru)
Материалы Центрального государственного архива Советской армии.
Материалы Центрального музея ВВС.
Большая Советская Энциклопедия.                                                                      

5. ВСЕМИРНЫЙ    ДЕНЬ    АВИАЦИИ    И    КОСМОНАВТИКИ    12  АПРЕЛЯ   (День космонавтики)

В ознаменование первого полёта человека в космос, по предложению Лётчика-космонавта СССР
Г.С. Титова (26 марта 1962 г.),  в СССР установили новый праздник "День космонавтики 12 апреля"
(Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 г.).


В настоящее время, «День космонавтики» отмечается как памятная дата в соответствии со
статьёй 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных
датах России» (http://ntc.duma.gov.ru/duma_na/asozd/asozd_text.php?code=22479).



Всемирный день авиации и космонавтики 12 апреля был предложен СССР 30 ноября 1968 года на
заседании 61-й Генеральной конференции (Лондон) Международной авиационной федерации (FAI)
(http://www.fai.org/about-fai).

Этот день - 12 апреля был утверждён как Всемирный день авиации и космонавтики Советом
Международной авиационной федерации 30 апреля 1969 года по представлению Федерации авиационного
спорта СССР ((http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/2118/День).

7 апреля 2011 года по инициативе России Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 12 апреля
Международным днём полёта человека в космос по случаю 50-летия первого шага в деле освоения
космического пространства, совершенного советским космонавтом Юрием Гагариным.
Соавторами этой резолюции стали свыше 60 стран-членов ООН
(http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/82676/index.html).







                                                               В этот день ветераны авиапрома отмечают ещё одно памятное событие:

                                                               12 апреля 1937 года родился Герой Советского Союза,
                                                                космонавт-испытатель  Минавиапрома СССР, командир отряда
                                                                космонавтов-испытателей  ОК «Буран», 
                                                                заслуженный лётчик-испытатель СССР  Игорь  Петрович  ВОЛК
                                                              
(
http://mapsssr.ru/piloty.html).
                                                                     
                                                                  Поздравляем Игоря Петровича с 75-летием (2012 год).
Указ Президиума ВС СССР об учреждении звания "Лётчик-космонавт СССР"
Лётчик-космонавт СССР Г.С. Титов (1962 год)
Записка Г.С.Титова в ЦК КПСС от 26 марта 1962 г. о Дне космонавтики (http://www.rusarchives.ru/12april/pages/02_117.php)
Указ Президиума ВС СССР от 09 апреля 1962 года (копия)
Ю.А. Гагарин (открытка 1961 года) И.П. Волк - космонавт-испытатель МАП (для mapsssr.ru)
Приказ по Военному ведомству № 417 от 3.06.1913 г.
Знак отличия военного лётчика России 1913 г. Погоны военных авиаторов 1914-1915 гг (http://army.armor.kiev.ua/forma/ing-pogon-03.php)
Приказ по Военному ведомству № 397 от 12.08.1912
Приказ по Военному ведомству № 397 от 12.08.1912
ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА ГОСТЕВАЯ КНИГА НОВОСТИ САЙТА КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА
В 1956 году композитор В.П. Соловьёв-Седой написал весёлую песню на слова поэта М.Л. Матусовского "На Тушине, в Москве", посвящённую празднованию
Дня Воздушного Флота на аэродроме в Тушино.
     "...Играет ветер стягами, то синими, то алыми!
      ...Мы с гордостью любуемся Советскими орлятами.....
"

Эту песню можно послушать здесь в исполнении Евгения  Кибкало
(используется плеер QuickTime). Источник и текст песни здесь.
 
 
Послушать песню "На Тушине, в Москве"
Надо отметить, что начиная с 1935 года авиапарады, посвящённые Дню Воздушного Флота СССР, проводились в Тушино, в выходные дни, т.е. не были жёстко привязаны ко дню 18 августа, а иногда переносились на другой день или вообще отменялись по метеоусловиям.
После войны некоторые авиапарады проводились в Тушино вообще в июле (1951 г.- 8 июля, 1952 г. - 27 июля).
Фактически, День Авиации отмечался в нашей стране строго 18 августа только в период с 1933 года по 1940 год, когда в СССР существовал рабочий календарь "шестидневок", в котором каждое 18-е число любого месяца было выходным днём.
Начиная с 1941 года, Праздник отмечали, как правило, в выходные дни августа и июля. Погода в конце лета не всегда благоприятствовала проведению воздушных парадов.

Даже во время Великой Отечественной войны страна праздновала День Воздушного Флота СССР (конечно воздушные парады не проводились): в 1941 году - 17 августа, в 1942 году - 18 августа, в 1943 году - 15 августа, в 1944 году - 20 августа, в 1945 году - 19 августа.
Приказ И.В. Сталина от 20 августа 1944 г. № 152 Приказ И.В. Сталина от 19 августа 1945 г. № 51
Приказ И.В. Сталина от 20 августа 1944 г. № 152 Приказ И.В. Сталина от 19 августа 1945 г. № 51
В период с 1947 года по 1961 год День Воздушного Флота отмечался, как правило, в один из воскресных дней июля и сопровождался проведением воздушного парада в Тушино.
С 1962 года Праздник отмечался без ежегодных воздушных парадов (исключая 1967 и 1977 годы) 18 августа, а с 1972 года - в третье воскресенье августа.
                                                                  
(по материалам уточнений и дополнений, присланных для сайта Я.В. Хвилером)
 
Значок "День Воздушного Флота СССР"
Первый значок "Ю.А.Гагарин. 1961 г."
 
Командующий ВВС Я.И. Алкснис
   ПЕРВЫЙ  ВОЗДУШНЫЙ  ПРАЗДНИК  В  ТУШИНО

12 июля 1935 года руководители партии и правительства СССР посетили Центральный аэроклуб им. А.В. Косарева, основанный в марте 1935 года в Тушино.

В связи с этим событием на Тушинском аэродроме, впервые состоялся воздушный праздник, организованный силами спортсменов Центрального аэроклуба.
Это была своего рода репетиция авиапарада 18 августа 1935 года, посвящённого Дню Воздушного Флота.
Этот воздушный праздник подробно описал в своей книге "Цель жизни" Генеральный конструктор самолётов А.С. Яковлев.
Девочка в фильме, рядом со Сталиным, впоследствии стала известной артисткой - О.А.Аросева (1925-2013).

                  Редкие видеоматериалы для сайта предоставлены
        Андреем Ивановым
(https://www.facebook.com/vulkanavia)
 
ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА ГОСТЕВАЯ КНИГА НОВОСТИ САЙТА КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА