КОРОЛЬ   Радомир   Степанович
Разработка Орбитального корабля "Буран" в системе Минавиапрома СССР

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА СТРАНИЦЫ  ИСТОРИИ  МАП 12 ГУ МАП СССР ГОСТЕВАЯ КНИГА КАРТА  САЙТА
Разработка Орбитального Корабля «Буран» в системе Минавиапрома СССР.
КОРОЛЬ Радомир Степанович - начальник 12 ГУ МАП СССР
КОРОЛЬ Радомир Степанович - начальник 12 ГУ МАП СССР
С конца 50-х годов прошлого века в СССР в течение нескольких лет в ряде организаций Минобщемаша СССР и Минавиапрома СССР прорабатывались различные схемы многоразовых космических аппаратов.

Такие работы проводились в ЦАГИ (гиперзвуковые ЛА), в конструкторских бюро В.М. Мясищева (воздушно-космические аппараты ВКА), П.В.  Цыбина (планирующий космический аппарат ПКА «Лапоток»), В.Н.Челомея (ракетопланы Р-1 и Р-2), А.Н. Туполева (ракетопланы 136 и 138), А.И. Микояна («Спираль») и др.

Однако, эти работы, выявившие значительные научно-технические проблемы и необходимость значительного финансирования для их решения, не выходили, как правило, за рамки эскизного проектирования или модельных экспериментов.
 
    Министерство авиационной промышленности СССР было определено головным по созданию планера орбитального самолёта МКС, средств его воздушной транспортировки на стартово-посадочный  комплекс и посадочного комплекса с необходимым оборудованием.
В дальнейшем, в процессе развёртывания работ МКС превратилась в МКС «Энергия  - Буран» (изд. 1К11К25), а орбитальный самолёт, в результате энергичных настояний НПО «Энергия», - в орбитальный корабль ОК «Буран» (изд. 11Ф35).

    Создание МКС «Энергия - Буран» стало одним из крупнейших научно-технических проектов, выполненных  в СССР, а для Минавиапрома СССР  разработка ОК «Буран» оказалась самой крупной по объёмам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по размерам и темпам финансирования, по широте кооперации и количеству участников работ.

     (Вставка о системе управления разработкой МКС)

    Для выполнения этого задания Минавиапромом СССР была организована структура управления, с помощью которой была создана внутриотраслевая кооперация исполнителей, осуществлялись планирование и финансирование работ, контроль сроков их исполнения и расходования бюджетных средств. Необходимость создания этой нетипичной для Минавиапрома структуры определялась огромным объёмом работ по ОК «Буран», в которых участвовало 124 НИИ и ОКБ и 52 серийных завода Минавиапрома. Это только первичная кооперация, определявшаяся и контролировавшаяся Министерством.

    Кроме этой кооперации  разработка ОК «Буран» потребовала участия многих организаций других министерств и ведомств, привлечь к работе которых можно было только на основании межминистерских соглашений или решений ВПК и, соответственно, контролировать и «стимулировать» их работу по этому проекту было возможно лишь на Министерском уровне. Вторичная кооперация, устанавливавшаяся договорами предприятий-исполнителей, была значительно шире. Так, например, Тушинскому машиностроительному заводу (ТМЗ) поставляли материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и производственную оснастку, необходимые для изготовления, сборки и отработки планера орбитального корабля и его систем более 450 предприятий различных министерств и ведомств. При этом, несмотря на важность темы, влияние ТМЗ на этих поставщиков было минимальным потому, что объём заказа на отдельном предприятии-поставщике, как правило, был невелик и экономические санкции за срыв сроков - незначительны.

    (Править в части доли заказа по ОК «Буран» в общем плане предприятия и перенести в раздел практики 
     управления разработкой в МАП).

     Неготовность нынешних (?) руководителей авиационных предприятий и организационно не оформленной авиационной отрасли промышленности к работе в условиях рыночной экономики (и тем более в её российском варианте) проявилась в том, что разработка новых образцов авиационной техники и их серийное производство катастрофически сократились. За последние годы не создан ни один крупный самолёт или вертолет, а сертифицированный в 2003 году ближнемагистральный самолет Ту-334 (разработка которого была задана ещё  в 1986 году) до сих пор не запущен в серийное производство.
В пору отсутствия организованной и тем самым, централизованно управляемой авиационной отрасли промышленности, успешно создавать самолёты смогли только небольшие фирмы, самостоятельно разрабатывающие, сертифицирующие и выпускающие легкие самолёты. Как, например, ОАО «Гидроплан» (Корвет), СКБЭС МАИ (Авиатика 890), АО «Интеравиа» (И-1Л), НКФ «Техноавиа» (СМ-92) и др. (Су-31М …, не путать с ОКБ «Сухой»)?

    (Перенести в раздел после практики управления разработкой с помощью Гл. К и Ген. К и добавить про «Булаву»)

    Исторически, по мере роста сложности авиационной техники, усложнялось руководство процессом её создания. Для обеспечения этого процесса в части организации и управления вторичной научной и производственной кооперацией (первичная, как правило, задавалась постановлением Правительства) государством повышалась роль разработчиков - главных конструкторов, которые назначались Наркоматом и затем Министерством, а впоследствии Генеральных конструкторов, назначавшихся Правительством СССР.

    Для обеспечения решения проблем на местном уровне (в республиках, областях и городах) главные и генеральные конструкторы избирались в Верховный Совет СССР и республиканские советы, в Академию Наук СССР и республиканские академии, награждались высшими государственными наградами и т.п., что обеспечивало им высокий социальный статус, помогавший решать возникавшие в ходе разработки вопросы, в государственных и местных органах власти и на предприятиях-соисполнителях проекта.

    Но, по мере роста масштаба проектов, руководство их реализацией становилось непосильным ни одному даже очень крупному предприятию, т.к. успешное руководство требовало наличия у руководителя проекта не только необходимых материальных и финансовых ресурсов, но и распорядительных (властных) полномочий по отношению ко всем участникам проекта. А их не могло быть вследствие участия в проекте многих, не зависимых от Генерального конструктора, научно-исследовательских и конструкторских организаций, а также производственных предприятий различных министерств и ведомств. Поэтом для управления реализацией таких крупномасштабных разработок в Минавиапроме СССР были организованы постоянные управленческие структуры (Главные управления по различной тематике: тяжёлые боевые и транспортные самолёты и вертолёты, истребители, ракетное вооружение и т.п.) и, при необходимости, создавались временные (под конкретный проект) межотраслевые органы управления (комиссии, оперативные группы и т.п.) с участием представителей органов государственного управления различного ранга, а для контроля научно-технического уровня проекта и соответствия нормам лётной годности и безопасности привлекались головные научно-исследовательские институты отрасли (ЦАГИ, ЦИАМ, НИАТ и другие).
Однако, увеличение масштабов проекта вплоть до национального уровня, потребовало дальнейшего совершенствования структуры управления.

     (Вставить описание структуры управления разработкой МКС).

    Поручение  Минавиапрому СССР работ по созданию ОК «Буран» было второй попыткой  вовлечь авиапромышленность в ракетно-космическую деятельность.
Первая попытка была предпринята в 40-х годах прошлого столетия, когда возникла проблема организации разработки и производства боевых ракет большой дальности полёта. Тогда Минавиапром (его главные конструкторы) не взялся за решение этой задачи и была организована новая структура - Министерство общего машиностроения СССР (МОМ), которому были переданы, в том числе, и предприятия Минавиапрома, принимавшие участие в работах по воспроизводству немецкой ракеты ФАУ-2   как, например, Куйбышевский завод … (ныне …), Воронежский … (ныне)  и др.

    Поэтому, чтобы избежать возможного развития событий по аналогичному сценарию (передача в МОМ авиационных предприятий), Минавиапромом была избрана другая стратегия реализации поручения Правительства.
Была создана новая организация - НПО «Молния» на базе КБ «Молния» (М.Р. Бисноват), КБ «Буревестник» (А.В. Потопалов), расположенных на Тушинской промплощадке, и ЭМЗ (ныне ЭМЗ им. В.М. Мясищева), с возложением на неё функций головного разработчика планера ОК «Буран».

    Главным конструктором этой организации был назначен Г.Е. Лозино-Лозинский, руководивший в ОКБ им. А.И. Микояна работами по теме «Спираль».
    Головным изготовителем планера ОК «Буран» был определён Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ), имевший достаточный опыт и соответствующую производственную базу изготовления ракет (…) и строительства сверхзвуковых самолётов (…). Этими двумя исполнителями был выполнен основной объём работ (в трудоёмкости) по созданию (разработка, постройка, испытания) планера ОК «Буран».

    Остальные работы были распределены Министерством по кооперации и выполнялись в 124 НИИ, ОКБ и 54 серийных предприятиях, подавляющее большинство которых было в системе Минавиапрома СССР. Для этих соисполнителей (кроме Смоленского авиационного завода) загрузка работами  по тематике ОК «Буран» не была основной и составляла, как правило, от одного до нескольких процентов их мощности.
     Однако выполнение этих заданий было весьма хлопотным, а подчас и «опасным» делом, так как работать необходимо было по правилам и нормам  РК-77, что требовало иной, чем принятая на предприятиях Минавиапрома организация труда начиная от склада материалов и до контроля готовой продукции. А срывы сроков исполнения работ по «Бурану» становились предметом обсуждения на совещаниях у Министра или на заседаниях Коллегии Министерства с возможностью последующих оргвыводов.

    Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 ноября 1977 года № 1006-323 для организации этой кооперации, а также для контроля сроков выполнения работ и затрат головных исполнителей и созданной кооперации, в Минавиапроме 30 декабря 1977 года было организовано 12 Главное управление (12 ГУ).
    Этот Главк был создан на базе ранее существовавшего 3 Управления, которое с 1966 года осуществляло оперативный контроль за ходом работ по ракетно-космической тематике Минобщемаша, в которых участвовало до 70 предприятий и организаций Минавиапрома, и  поэтому, уже имевшего наработанные связи, как с предприятиями, так и с контролирующими структурами соответствующих министерств.

    Начальником 12 ГУ был назначен  начальник 3 Управления Э.В. Литарев.
В отличие от функционального 3 Управления 12 Главк был организован, как производственный, и в его состав были включены производственные отделы и подчинены предприятия, выполнявшие основной объём работ по планеру ОК «Буран»: НПО «Молния», ЭМЗ им. Мясищева,  ТМЗ и Смоленский авиационный завод.

Основными задачами для 12 ГУ МАП были установлены:
- обеспечение создания новых образцов авиационной и специальной техники в соответствии с требованиями заказчиков,
- создание и развитие мощностей по разработке и производству авиационной и специальной техники,
- управление и планирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности подчиненных объединений и
   предприятий, их финансирование и обеспечение систематического контроля за выполнением этими организациями планов
   научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также работ по развитию экспериментально-стендовой,
   производственной и энергетической базы.

    Для успешного выполнения заданий по ОК «Буран» 12 ГУ МАП были подчинены вновь созданное НПО «Молния», ЭМЗ  им. Мясищева, Тушинский машиностроительный завод и Смоленский авиационный завод. Кроме того, коллектив Главка был укреплён количественно и качественно для выполнения тех функций, которые были ему поручены сверх функций   3 Управления Минавиапрома,  а именно:   .................
Эту работу, специально для сайта, Р.С. Король не успел закончить.
Она опубликована в том виде, в котором она была передана семьёй   автора.
Р.С. Король скончался 20.12.2009 г. на 83 году жизни.
ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА СТРАНИЦЫ  ИСТОРИИ  МАП 12 ГУ МАП СССР ГОСТЕВАЯ КНИГА НОВОСТИ САЙТА
Copyright © 2009 by "12 ГУ МАП"
  Однако развертывание в США работ по созданию многоразовой космической системы Спейс Шаттл потребовало соответствующей реакции со стороны руководства СССР.
Необходимость и возможность создания Многоразовой Космической Системы  (МКС) впервые обсуждалась на правительственном уровне в СССР в начале 1972 года, а уже в декабре 1973 года состоялось заседание Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК), решением которого было поручено ЦКБЭМ, ЦКБМ и ОКБ им. А.И. Микояна разработать технические предложения по МКС.

    Это решение принималось с учётом опыта предыдущих работ отечественных разработчиков по многоразовым воздушно-космическим системам. На основании исследований, проведенных в НИИ, ОКБ и других организаций Минобщемаша СССР, Академии Наук СССР, Минобороны, Минавиапрома СССР и других министерств и ведомств 17 февраля 1976 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 132-51  «О создании многоразовой космической системы и перспективных космических комплексов».
Этим Постановлением было поручено создание МКС в составе ракетной разгонной ступени, орбитального самолёта и средств обеспечения функционирования  этой системы.
Оригинал Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 17 февраля 1976 г. № 132-51
Оригинал Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 17 февраля 1976 г. № 132-51
Р.С. Король работает за компьютером.
В память о Радомире Степановиче Короле мы выкладываем документальный фильм 1989 года

"Первый беспилотный орбитальный полёт "БУРАНА"

В фильме отражены основные этапы создания космического
корабля "Буран", его наземная и лётная экспериментальная отработка,  первый и ,к сожалению, последний   космический полёт системы "Энергия-Буран".

Фильм снят в 1989 г., когда ещё никто не предполагал, что этот успех будет последним перед закатом авиационной и космической промышленности в нашей стране.


                           Эту возможность нам любезно предоставил
                           Андрей Русавин - любитель авиации из
                           Мурманска.
                          
Могила Р.С. Короля на Пятницком кладбище (фото Е.Румянцева)
Могила Р.С. Короля на Пятницком кладбище (фото Е.Румянцева)