Вместе с другими материалами Р.С. Короля (начальника 12 ГУ МАП) его семья передала  нам этот очерк об отце Радомира Степановича - Степане Георгиевиче Короле, одном из основателей советской авиации.
Это был кадровый военный лётчик, всю свою долгую жизнь посвятивший Авиации.  Он прошел большой путь от рядового авиационного моториста до генерала-майора авиации, заместителя командующего ВВС Киевского военного округа.
Скончался С.Г. Король  20 января 1975 года в Киеве.
Его сын - Радомир Степанович Король пошел по стопам отца и так же всю свою жизнь посвятил авиации - созданию самолётов и космического корабля "Буран".

С разрешения его семьи мы отредактировали этот очерк, дополнили некоторыми фотографиями и публикуем на нашем сайте.
Король из Дворца

С.Г. Король - уроженец западной Белоруссии  по праву считается одним из отцов советской авиации.

В начале ХХ века летать было дано не многим: лишь особы благородного происхождения могли служить в воздушном флоте. Того требовал устав российской императорской армии.
Степан Король, несмотря на звучную фамилию, был из простолюдинов. На аэродроме в Лиде, куда он попал по призыву в начале Первой мировой войны, хлопцу позволили лишь охранять аэропланы. Но кадров с древними родословными не хватало, и Король все-таки стал хозяином, как тогда говорили, своего первого самолета. Жизнь стремительно уносила его ввысь..
.

Король Степан Георгиевич
Король Степан Георгиевич
Степан Георгиевич Король, из местечка Дворец, крестьянский сын, ставший впоследствии одним из первых авиаторов России, героем не одной войны двадцатого века, генералом авиации, родился 2 декабря 1894 года. Отец умер рано, оставив 5-х детей. Маленькому Степану было тогда около двух лет. Мать работала по найму, потому что своей земли семья не имела. Случалось, что оставляла детей на несколько дней и уходила на заработки в далёкие деревни.

Подростком Степан пошел в подмастерья к местному столяру-кустарю. С тех пор любимым его занятием стало стругать и вытачивать.
В 1913 году парень завербовался на строительство Маньчжурской железной дороги. Агенты-наниматели обещали приличные деньги. Но все сложилось по-другому. Началась эпидемия: Алексей, дворецкий сосед и друг Степана, умер от тифа. Король и сам чуть не слег, спасло то, что вовремя выбрался с проклятой стройки.

Когда Степа появился в местечке, его никто не мог узнать: оборванный, худой, грязный. Он шел по улице, всматривался в лица детей, играющих в песке, и вдруг заметил своего братика Сашу. «Алесик!» - как мог, громко крикнул он. Малыш посмотрел на незнакомца и потупился: слишком сложно было узнать в оборванце брата. И вот он дома - и снова нищета, голод, тяжелый труд и борьба за кусок хлеба. Отдыхал недолго, снова стал работать на железной дороге.

В начале империалистической войны Степана призвали в армию. Собирали призывников в городе Лида. Король мечтал попасть в кавалерию, отважился просить у начальства разрешения продемонстрировать свои способности, потому что хорошо держался в седле, мог пустить коня галопом, взять любые препятствия. Большинство ребят из Дворца попали в Сибирские полки, многие почти сразу погибли, брошенные в Брусиловский прорыв. Степану было суждено другое. Он один из семи призванных из местечка оказался мастеровым.

С начала зимы 1915 года Степан Король считался рядовым 4-ой авиационной эскадрильи в городе Лида. Охранял самолёты. С завистью смотрел, как поднимаются в небо лётчики, не очень тешил себя надеждой когда-нибудь взлететь.
Лётчиками в то время были в основном люди высшего света, дворяне, потомки древних княжеских и графских родов. Кто позволит ему, простому крестьянскому парню, встать на один уровень с ними?

Имея любознательный ум, исподтишка изучал конструкцию самолётов, интересовался, обращался за объяснениями к офицерам, которые держались с ним просто и по-дружески. Бывали случаи, что разбирал ночью старые моторы самолетов, подбитых врагом. Казармы спят, а он как можно тише орудует инструментами: отвинчивает, чистит детали, подтачивает. Образования не имел, но природная смекалистость, технические способности проявлялись уже тогда.

Заинтересованность парня заметило начальство. В марте 1915 года Степана Короля назначили "хозяином" самолёта. Одновременно изучал профессию авиамоториста. Воевал в 29-ом авиационном отряде на Западном фронте, сначала на территории Белоруссии, потом в Прибалтике до февраля 1918 года. Именно в эти годы происходило его становление как летчика. Были первые самостоятельные вылеты, первые подбитые вражеские самолеты.

Во время одного из таких полетов судьба снова спасает Степана. А было это так. Один из летчиков-офицеров из-за болезни не смог подняться в воздух, и тогда командир предложил Степану заменить его. Король с радостью согласился.
И вот отряд в воздухе. Начался бой. Степан уже видит силуэт вражеского летчика. Выстрел. Немец подбит, машина падает. И вдруг Король чувствует, что самолет теряет скорость. Оборачивается назад и видит дым в хвосте самолета. Прыгать? Такой мысли тогда не возникло - нужно спасти машину. И он дотягивает до земли. Степана первыми нашли местные жители; он был ранен, сильно травмирован, но в лазарет ехать не захотел, остался в отряде.

Наступила Великая Октябрьская Революция 1917 года.
Революция для него, сына бедноты, была грандиозным событием. Он верил новой власти, надеялся на лучшее будущее для своего народа, своих родных.
Во время Октябрьской революции Степан Георгиевич Король был избран членом военно-революционного комитета.Армия разваливалась, солдаты высказывали недоверие офицерам. На заседании военно-революционного комитета было решено лётчиков-офицеров, не поддержавших новую власть, расстрелять, а самолёты сжечь. Но Король и ещё трое представителей комитета резко высказались против уничтожения лётной техники. В отряде было 300 коней, их раздали солдатам и отпустили домой. Самолёты погрузили на платформы и отправили в Петроград. Сами, используя отрядный спирт, смогли устроиться в теплушке отправляющегося на Питер поезда.

В конце февраля 1918 года Король снова поступил на службу в сохранённый усилиями военно-революционного комитета 32 авиационный отряд, который вошёл во 2-ую Петроградскую авиабригаду Карельского фронта, где воевал до лета 1919 года. Принимал участие в обороне Петрограда, много летал, испытывал самолёты.

Три раза присутствовал как представитель авиабригады на митингах, где выступал В.И.Ленин.
«Впечатления от выступлений Владимира Ильича Ленина у меня самые хорошие, - рассказывал Степан Георгиевич дочке Ренате. - Просто держится перед аудиторией, так же просто и доступно объясняет, доводя каждому присутствующему важность исторического момента, специфику новой власти. Удивительно, что Ленин уже тогда знал проблемы авиации, понимал важность её восстановления. Слушая, наполняешься желанием сражаться с врагом, строить светлую, счастливую жизнь».
Можно только представить, что чувствовали тогда люди, подобные Степану Королю, с каким энтузиазмом брались они за каждое новое дело, как хотели быть нужными, приносить максимальную пользу новому государству.
Новой, рабоче-крестьянской  власти требовались новые лётные кадры.
Старые царские лётчики-офицеры чаще всего отказывались служить в Красной Армии, эмигрировали за границу.
Остался один такой случай в памяти С.Г. Короля. Однажды в отряде появился лётчик-офицер, предложил командирам взять его на службу. За него поручился один из летчиков-красноармейцев, а потом получилось так, что офицер забрал семью и перелетел за линию фронта, на сторону немцев. Того, кто поручился, разжаловали и строго наказали.

С июля 1919 года по март 1920 года Король учится в Егорьевской авиашколе под Москвой. В это время с юга на Москву наступали полки Деникина. В авиашколе созвали большое партийное собрание. Выступали многие, говорили о сложности момента, о долге каждого, кто стоит на стороне революции, защитить столицу от врага, который хочет задушить власть рабочих и крестьян. Командир авиашколы предложил желающим тут же, на месте, записываться в большевистскую партию - всем коммунистам выдадут оружие и направят на фронт. Тогда заявление в партию подал и Степан Георгиевич.

Когда Деникина разбили, С.Г. Король служил авиамотористом отряда особого назначения при штабе Кавказского фронта, был летчиком - курсантом Зарайской и Московской авиашкол (г. Зарайск и Москва). С конца 1921 г. по 1924 служил летчиком 3-го авиадивизиона 1-ой истребительной эскадрильи ЛВА по уничтожению противника в Ленинграде, а в 1923 году стал командиром отряда 1-ой истребительной авиационной эскадрильи. Всю гражданскую войну вынес на своих плечах, часто рисковал жизнью, участвуя в воздушных боях. Никогда не думал о себе, не прятался за спины товарищей, имел авторитет смелого, даже отчаянного летчика. А в минуты отдыха очень любил уединиться, пройтись по лесу, посидеть на берегу небольшой речушки, которая напоминала ему Дворец, родные места, маму. Тоска по родине была чувством, не покидающим его ни на минуту. Но как было попасть туда, где уже хозяйничала польская власть.

Закончилась гражданская война. Страна бралась за мирное строительство, за развитие промышленности. Авиация тоже нуждалась во внимании. Авиационных заводов не было, самолеты приходилось покупать за границей. Самолетостроение хорошо было развито в Германии, но прямых дипломатических связей с ней молодая Страна Советов не имела. Покупать немецкие машины приходилось при посредничестве Голландии.
Весной 1924 года Степана Георгиевича Короля и Алексея Яковлевича Бадюлина, как лучших летчиков, направили контролерами по производству самолетов на завод фирмы «Фоккер» в Голландию, в города Утрехт и Амстердам.

С.Г. Король
С.Г. Король
В конце 1924 года фирма «Фоккер» ликвидировала договор на поставки летной техники. Король вернулся в Союз, и сразу был назначен командиром отряда I -ой истребительной эскадрильи ЛВА в Ленинграде, где прослужил около двух лет.
Комиссаром в авиаотряде С.Г. Короля был Сергей Николаевич Смелов, парень с Большого Устюга. Степан подружился с ним. Вскорее в Ленинград приехала младшая сестра Сергея Анимаиса и устроилась работать на фабрику «Светлана». Эта красивая, в красной косынке и полосатой блузке, статная девушка часто появлялась с подругами в отряде на вечерах отдыха. На одном из таких вечеров они и познакомились. Степан пригласил девушку на танец, они разговорились, стали рассказывать о себе, своих родных. Привлекла их друг в друге откровенность, искренность, похожесть взглядов и отношения к жизни.
Встречались не часто, были очень заняты , да частые встречи и не нужны были: они полюбили друг друга сразу, с первой встречи и вскоре создали семью. Семья оказалась крепкой, настоящей, свою первую в жизни любовь пронесли они через все невзгоды и испытания.
В начале 1927 года молодая семья переезжает в Липецк. Степана Короля назначили помощником командира 40-й истребительной эскадрильи МВА. Переезжали уже с двумя детьми: годовалой Ренатой и трехмесячным Радомиром. В Липецке жена и дети почти не видели Степана Георгиевича. В эскадрильи, где служил Король, тогда проходили подготовку немецкие летчики, среди которых был Генрих Геринг. Присутствовали немцы по договоренности с правительством Союза на многих аэродромах. Тут же Король познакомился с Антошиным, который командовал эскадрильей. Знаменитый «батя» очень тепло относился к Королю, ценил его, как выдающегося, смелого летчика. Есть даже мнение, что Король служил в 1927 году в Липецке вместе с Валерием Чкаловым, но документально это пока не подтверждено. Сохранилась только фотография, где Антошин сидит в кругу своих летчиков, среди которых С. Г. Король.
С января по июль 1935 года С.Г. Король снова является слушателем оперативного факультета ВВА имени Жуковского в Москве, после окончания направляется командиром 65-ой истребительной авиабригады в Житомир. Житомирский период остался в памяти летчика, как самое светлое и счастливое время его жизни. Было нелегко: снова строил военный городок, Дом офицеров
Семья С.Г. Короля
Семья С.Г. Короля
Степан Георгиевич очень любил семью, использовал любую возможность, чтобы вместе отдохнуть на природе, съездить на море. Дети увлекались профессией отца. Живя в атмосфере всенародной любви к Красной Армии, ее командирам, не могли не заразиться этой любовью. Особенно любили и уважали авиаторов. Известные перелеты Чкалова, парады, показы высшего мастерства летчиков - все это привлекало молодежь.
В Житомире, за второе место в смотре бригад, Степана Георгиевича Короля наградили орденом Красной Звезды и персональной машиной «Эмка».
18 августа 1936 года, он в составе авиаотряда участвовал в перелете Житомир - Москва, а потом в военном параде на Красной площади. Летчики показали фигуры высшего пилотажа. После этого всех пригласили на банкет в Кремль. Степана Георгиевича, как командира, наградили именными золотыми часами, которые вручил К.Е. Ворошилов.

В декабре 1936 года С.Г. Король избирается делегатом VIII Чрезвычайного съезда Советов. Это были последние счастливые месяцы его жизни. Домой Король привез елочные игрушки: впервые в Союзе разрешили встречать Новый, 1937 год. Счастливые, радостные дети и взрослые собрались в квартире Степана Георгиевича и Анимаисы Николаевны, не подозревая, что новый год несет им тяжелые испытания - репрессии, а многим - смерть.

Летом 1937 года в полку Короля начались массовые аресты. Самого Степана Георгиевича освободили от командования и исключили из партии.

- В большом зале Дома Красной Армии собрались все летчики полка, - вспоминал спустя годы Степан Георгиевич. - Должны были обсуждать мое поведение и обстановку в полку.
Первым попросил слово начальник штаба Алексей Григорьевич Лин, близорукий, в больших очках, с добрым лицом. Он хорошо знал и высоко ценил меня как профессионал профессионала. Алексей Григорьевич достал свой партбилет и поклялся, что я, добросовестный летчик и командир, не замешан ни в какой измене или саботаже.
Не знаю, поверили ему или мне просто повезло, но ареста удалось избежать.

Накануне войны Короля восстановили в партии, а затем назначили в Ростов-на-Дону замкомандующего ВВС округа.
Ему  пришлось руководить и обороной города в первые дни Великой Отечественной.
Лётчики были оставлены защищать мост через Дон - по нему шла эвакуация оборудования заводов и жителей города.
В конце Великой Отечественной Король опять в Киеве - начальником гарнизона.

После того как в середине 60-х годов умерла Анимаиса Николаевна, Король  вышел в отставку и постоянно жил  на даче на самом берегу Днепра.
Не стало генерала из Дворца 20 января 1975 года.

Дело его жизни продолжил Р.С. Король - начальник 12 Главного управления Минавиапрома СССР.



Елена АБРАМЧИК
Виктор КОРБУТ
С.Г. Король на пенсии
С.Г. Король на пенсии
ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА СТРАНИЦЫ  ИСТОРИИ  МАП 12 ГУ МАП СССР ГОСТЕВАЯ КНИГА КАРТА  САЙТА
Copyright © 2011 www.mapssr.ru