В 1991 году на НПО «Молния», в корпусе 216 закончились испытания на статическую прочность изделия 11Ф35 - 0.11 ("Буран"). Эти испытания проводились в обеспечение дополнительного заказа орбитальных кораблей (ОК) «Буран». В результате испытаний на запредельные нагрузки, корпус, крылья и другие элементы конструкции получили значительные повреждения и подлежали утилизации.
После 1991 года, в связи с развалом СССР и практически полным прекращением финансирования работ по тематике «Буран» перед коллективами предприятий встал вопрос сокращения объёмов работ и поиска дополнительных источников финансирования.
Междуведомственным решением от 22.06.1992 года «Об использовании задела изделий 11Ф35» изделие 11Ф35 - 0.11 (вернее то, что от него осталось) было передано в собственность НПО «Молния» [1].
А когда, в 1993 году потребовалось освободить статзал корпуса 216 для проведения прочностных испытаний самолёта М-55, разработки ЭМЗ им В.М. Мясищева, встал вопрос о демонтаже и утилизации изделия 0.11. По предложению зам. главного конструктора НПО «Молния» М.И. Осина, вместо переплавки и уничтожения, этот экземпляр изделия 11Ф35 направлялся для решения задачи пропаганды аэрокосмической тематики и получения прибыли [2].
В результате появилось ОАО «Космос-Земля» во главе с президентом космонавтом Г.С. Титовым, целью деятельности которого являлась, в том числе, пропаганда достижений страны в освоении космического пространства. Специалистами НПО «Молния», Тушинского машиностроительного завода и других предприятий изделие 0.11 было приведено в требуемое состояние: очищена поверхность фюзеляжа, пристыкованы консоли крыла (какие нашлись), установлены макеты блоков двигателей управления, парашютно-тормозная установка, штатные стойки шасси [3].
В результате получилось полноразмерное составное изделие ОК «Буран» (изготовленное по штатным чертежам, а не макет), включающее: - фюзеляж (носовая, средняя и хвостовая части), а также вертикальное оперение (киль и створки руля направления - воздушного тормоза) -изделие 0.11; - балансировочный щиток со штатной теплозащитой; - левое крыло, с элевонами и их приводами, со стойкой основной опоры шасси, с композитными углерод - углеродными (У-У) носками - от изделия 0.05 (для тепло-вакуумных испытаний); - правое крыло с элевонами - от изделия 2.03 (третье изделие дополнительного заказа), с штатными У-У носками; - передняя и основные стойки шасси с колесами - штатные.
При транспортировке «Бурана» водным путем из Тушино до набережной ЦПКиО им. Горького использовалась специальная баржа, имеющая балластные емкости, предназначенные для изменения её осадки.
Сохранились фото и видео материалы этой транспортировки по Москве - реке - «Буран» на фоне обгоревших этажей «Белого дома» (Дома Советов России) после его обстрела из танков в октябре 1993 года.
Ведущий конструктор НПО «Молния» Л.М. Богдан вспоминает: «Вскоре после прибытия (в Парк Горького) «Буран» попал в транспортную аварию. Дело в том, что невдалеке располагался склад коммерческой лавочки, торгующей итальянской обувью, которую развозили автомобильными фургонами. А над дорогой нависало правое крыло «Бурана», украшенное красной тряпицей - для сообразительных. В один прекрасный день (!) водитель фургона, залюбовавшись необычным зрелищем, наткнулся на заднюю кромку крыла и пропорол борт фургона. Прибывший на место инспектор ГАИ начал составлять протокол словами «Столкновение автомобиля с космическим кораблём…», поразился написанному и отбыл восвояси по примирению сторон. Любознательные, наверное могут увидеть заплату на поврежденном концевом элевоне, установленную автором совместно с коллегой И.А. Макаровым» [3].
"БУРАН" В ПАРКЕ ГОРЬКОГО
Познавательный космический аттракцион «Буран» официально просуществовал до 2011 года, когда было принято решение о его закрытии. Первые 9 лет аттракцион ещё выполнял свою основную задачу - пропаганду авиакосмических технологий. За эти годы его посетило около 700 тысяч человек, причём стоимость входных билетов была невысока (от 2 до 3 долларов, в рублях) [2]. ПОСЕТИТЕЛЯМ ПРЕДЛАГАЛИСЬ: фильм на космическую тематику, имитация невесомости (за счёт подвижных шарниров кресел), дегустация "космической" пищи и даже небольшое медицинское обследование на годность к космическим полётам.
После пожара в 2007 году складских помещений в непосредственной близости от «Бурана», ему понадобился ремонт и реставрация внешней покраски.
После многочисленных скандалов и судебных процессов между инвесторами, «Буран» перешёл в собственность ЗАО «Чудо-град» (2002 г.), а в 2011 году, за долги по арендной плате он был передан в собственность ГУК «ЦПКиО им. М. Горького» [4].
ТРАНСПОРТИРОВКА "БУРАНА" ЧЕРЕЗ МОСКВУ В июне 2014 года Правительство Москвы приняло решение перевезти «Буран» из ЦПКиО на ВДНХ, к павильону № 20. А, так как транспортировка Бурана по Москве-реке на ВДНХ невозможна, было принято решение разобрать Буран на фрагменты и перевозить их на автомобильных платформах (длинномерах).
В процессе демонтажа "Бурана" выявились любопытные артефакты: - многочисленные маркировки 80-90 годов, нанесённые на внутренние поверхности конструкции, - оригинальные узлы крепления композитных (угрерод-углеродных) носков крыла, - три круглых зеркала, закреплённые на внутренних поверхностях носовой части фюзеляжа (назначение, которых неясно). - барабаны колёс шасси покрашены в красный цвет (в авиации принято красить колёса в тёмно-зелёный цвет, очень редко в серебристый, для военных самолётов).
ПОСЛЕДНИЙ "ПРИЧАЛ" НА ВДНХ На ВДНХ монтажники (разбиравшие "Буран" в ЦПКиО им М. Горького) в течение двух недель смонтировали отстыкованные фрагменты "Бурана" с фюзеляжем. Установили стойки шасси, технологические опоры под фюзеляжем и забетонировали их. И, наконец, выполнили окраску наружних поверхностей корабля авиационной эмалью с восстановлением надписи "Буран" и флага СССР.
По итогам операции, отвечая на вопросы журналистов, Пётр Бирюков отметил: «В мероприятии было задействовано 250 единиц городской техники и 550 специалистов. Полный маршрут транспортировки "Бурана" составил около 15 км. Автоколонна преодолела его за 6 часов. Практически каждые 50 метров нам приходилось поднимать провода и электрические сети, преодолевать крутые повороты. И здесь я должен отметить великолепную работу и мастерство коллектива ГБУ «Автомобильные дороги», группы компаний «Эверест», ГБУ «Гормост», сотрудников Департамента топливо-энергетического хозяйства г. Москвы» [5].
Переезд "Бурана" является уникальной транспортной операцией, аналогов которой еще не было, уверяют специалисты. Для транспортировки собственно ракетоплана было задействовано шесть единиц специальной техники: фуры-длинномеры, трех-, четырех- и семиосные платформы, краны-самоходы грузоподъемностью до 100 тонн каждый. Автопоезд растянулся на 35 метров. Высота перемещаемой конструкции составила семь метров. По оценке специалистов, сам «Буран» весит около 50 тонн.
«Космический переезд» "Бурана" состоялся в ночь с субботы 5 июля на воскресенье 6 июля 2014 года. «Буран» стартовал с территории ЦПКиО им М. Горького 5 июля в 23:00. Он проехал по следующему маршруту: ул.Якиманка, через Большой Каменный мост, по Моховой, Большой Лубянке, Сретенке, проспекту Мира, повернул на Трифоновскую улицу, затем на улицу Советской Армии, проехал по Шереметьевской, Звездному бульвару. И на конечную остановку - ВДНХ - прибыл уже 6 июля ранним утром.
Транспортировка космического корабля «Буран» обошлась городу в 17 млн рублей. Об этом сообщил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков.
"Буран" на ВДНХ, это своего рода крейсер "Аврора" на Неве - память и наследство следующим поколениям. Спасибо всем тем, кто сохранил и восстановил для России образец космического корабля "Буран", пусть ещё долго он будет напоминать о великих делах авиастроителей СССР.
По сообщению руководства ВДНХ, внутри "Бурана" будет создана интерактивная экспозиция, посвящённая программе "Энергия - Буран".
ПРИМЕЧАНИЕ. В интернете часто встречается неверное обозначение этого изделия "Буран БТС- 001", которое никакого отношения к нему не имеет (изделия с таким названием вообще не существовало). Скорее, это составное изделие можно назвать "Буран 0.11 (0.05, 2.03)"
Благодарности: Ведущему конструктору НПО "Молния" Л.М. Богдану, за консультации; Илье Савиных, vovanko.livejournal.com, Донату Москалёву, за фотографии. Danila Smit, за видео транспортировки. И.И. Гординой-Невмержицкой - заместителю Ген.директора ОАО "ВДНХ".