ПОСЛЕДНИЙ  ПОХОД  "БУРАНА"

Copyright © 2014 www.mapssr.ru
                             Копылов Е.В.
     - ветеран авиапрома СССР
                                        2014 год
ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА СТЕНГАЗЕТА  МАП НОВОСТИ САЙТА КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА
 
ИЗ  ИСТОРИИ  ВОПРОСА


                                                        В 1991 году на НПО «Молния», в корпусе 216 закончились испытания на статическую
                                                        прочность изделия 11Ф35 - 0.11 ("Буран"). Эти испытания проводились в обеспечение  
                                                        дополнительного заказа орбитальных кораблей (ОК)  «Буран».
                                                        В результате испытаний на запредельные нагрузки, корпус, крылья и другие
                                                        элементы конструкции получили значительные повреждения и  подлежали утилизации
.

                                   

После 1991 года, в связи с развалом СССР и практически полным прекращением финансирования работ по тематике «Буран» перед коллективами предприятий встал вопрос сокращения объёмов работ и поиска дополнительных источников финансирования.

Междуведомственным решением от 22.06.1992 года «Об использовании задела изделий 11Ф35» изделие 11Ф35 - 0.11 (вернее то, что от него осталось) было передано в собственность НПО «Молния» [1].

А когда, в 1993 году потребовалось освободить статзал корпуса 216 для проведения прочностных испытаний самолёта М-55, разработки ЭМЗ им В.М. Мясищева, встал вопрос о демонтаже и утилизации изделия 0.11.
По предложению зам. главного конструктора НПО «Молния» М.И. Осина, вместо переплавки и уничтожения, этот экземпляр изделия 11Ф35 направлялся для решения задачи пропаганды аэрокосмической тематики и получения прибыли [2].

В результате появилось ОАО «Космос-Земля» во главе с президентом космонавтом Г.С. Титовым, целью деятельности которого являлась, в том числе, пропаганда достижений страны в освоении космического пространства. 
Специалистами НПО «Молния», Тушинского машиностроительного завода и других предприятий изделие 0.11 было приведено в требуемое состояние: очищена поверхность фюзеляжа, пристыкованы консоли крыла (какие нашлись), установлены макеты блоков двигателей управления, парашютно-тормозная установка, штатные стойки шасси [3].


В результате получилось полноразмерное составное изделие ОК «Буран»
(изготовленное по штатным чертежам, а не макет), включающее:
    -  фюзеляж (носовая, средняя и хвостовая части), а также вертикальное оперение
       (киль и створки руля  направления - воздушного тормоза) -
изделие 0.11;
    -  балансировочный щиток со штатной теплозащитой;
    -  левое крыло, с элевонами и их приводами, со стойкой основной опоры шасси,
       с композитными углерод -  углеродными (У-У) носками -
от изделия 0.05
       (для   тепло-вакуумных  испытаний);
    -  правое крыло с элевонами -
от изделия 2.03 (третье изделие дополнительного
       заказа),  с штатными У-У  носками;
    -  передняя и основные стойки шасси с колесами - штатные.
Изделие 0.11 в зале статиспытаний НПО "Молния"
При транспортировке «Бурана» водным путем из Тушино до набережной ЦПКиО им. Горького использовалась специальная баржа, имеющая балластные емкости, предназначенные для изменения её осадки.

Сохранились фото и видео материалы этой транспортировки по Москве - реке - «Буран» на фоне обгоревших этажей «Белого дома» (Дома Советов России) после его обстрела из танков в октябре 1993 года.
Ведущий конструктор НПО «Молния» Л.М. Богдан вспоминает:
      «Вскоре после прибытия (в Парк Горького) «Буран» попал в транспортную аварию. Дело в том, что невдалеке располагался склад коммерческой лавочки, торгующей итальянской обувью, которую развозили автомобильными фургонами. А над дорогой нависало правое крыло «Бурана», украшенное красной тряпицей - для сообразительных.
       В один прекрасный день (!) водитель фургона, залюбовавшись необычным зрелищем, наткнулся на заднюю кромку крыла и пропорол борт фургона. Прибывший на место инспектор ГАИ начал составлять протокол словами «Столкновение автомобиля с космическим кораблём…», поразился написанному и отбыл восвояси по примирению сторон.
       Любознательные, наверное могут увидеть заплату на поврежденном концевом элевоне, установленную автором совместно с коллегой И.А. Макаровым» [3].



"БУРАН"  В  ПАРКЕ  ГОРЬКОГО

Познавательный космический аттракцион «Буран»  официально просуществовал до 2011 года, когда было принято решение о его закрытии.

Первые 9 лет аттракцион ещё выполнял свою основную задачу - пропаганду авиакосмических технологий. За эти годы его посетило около 700 тысяч человек, причём стоимость входных билетов была  невысока (от 2 до 3 долларов, в рублях) [2].

ПОСЕТИТЕЛЯМ ПРЕДЛАГАЛИСЬ: фильм на космическую тематику, имитация невесомости (за счёт подвижных шарниров кресел), дегустация "космической" пищи и даже небольшое медицинское обследование на годность к космическим полётам.
Буран в ЦПКиО Горького Буран в ЦПКиО Горького Буран в ЦПКиО Горького Внутри аттракциона "Буран"
После пожара в 2007 году складских помещений в непосредственной близости от  «Бурана», ему понадобился  ремонт и реставрация внешней покраски. 

После многочисленных скандалов  и судебных процессов между инвесторами, «Буран» перешёл в собственность ЗАО «Чудо-град» (2002 г.), а в 2011 году, за долги по арендной плате он был передан в собственность ГУК «ЦПКиО им. М. Горького» [4].


ТРАНСПОРТИРОВКА  "БУРАНА"  ЧЕРЕЗ  МОСКВУ

В июне 2014 года Правительство Москвы приняло решение перевезти «Буран» из ЦПКиО на ВДНХ, к павильону № 20.
А, так как транспортировка Бурана по Москве-реке на ВДНХ невозможна, было принято решение разобрать Буран на фрагменты и перевозить их на автомобильных платформах (длинномерах).

В процессе демонтажа "Бурана" выявились любопытные артефакты:
   -  многочисленные маркировки 80-90 годов, нанесённые на внутренние поверхности конструкции,
   - оригинальные узлы крепления композитных (угрерод-углеродных) носков крыла,
   - три круглых зеркала, закреплённые на внутренних поверхностях носовой части фюзеляжа (назначение, которых неясно).

   - барабаны колёс шасси покрашены в красный цвет (в авиации принято красить колёса в тёмно-зелёный цвет, 
     очень редко в серебристый,  для военных самолётов).
ПОСЛЕДНИЙ  "ПРИЧАЛ"  НА   ВДНХ

На ВДНХ монтажники (разбиравшие "Буран" в ЦПКиО им М. Горького) в течение двух недель смонтировали отстыкованные фрагменты "Бурана"  с фюзеляжем.  Установили стойки шасси, технологические опоры под фюзеляжем и забетонировали их. И, наконец, выполнили окраску наружних поверхностей  корабля авиационной эмалью с восстановлением надписи "Буран" и флага СССР.
       
По итогам операции, отвечая на вопросы журналистов, Пётр  Бирюков отметил:
   «В мероприятии было задействовано 250 единиц городской техники и 550 специалистов. Полный маршрут транспортировки
    "Бурана" составил около 15 км. Автоколонна преодолела его за 6 часов. Практически каждые 50 метров нам приходилось 
     поднимать провода и электрические сети, преодолевать крутые повороты. И здесь я должен отметить великолепную
     работу и мастерство коллектива ГБУ «Автомобильные дороги», группы компаний «Эверест», ГБУ «Гормост», сотрудников
     Департамента топливо-энергетического хозяйства г. Москвы» [5].

Переезд "Бурана" является уникальной транспортной операцией, аналогов которой еще не было, уверяют специалисты. Для транспортировки собственно ракетоплана было задействовано шесть единиц специальной техники: фуры-длинномеры, трех-, четырех- и семиосные платформы, краны-самоходы грузоподъемностью до 100 тонн каждый. Автопоезд растянулся на 35 метров. Высота перемещаемой конструкции составила семь метров. По оценке специалистов, сам «Буран» весит около 50 тонн.

«Космический переезд» "Бурана" состоялся в ночь с субботы 5 июля на воскресенье  6 июля 2014 года.
«Буран» стартовал с территории ЦПКиО им М. Горького 5 июля в 23:00.
Он проехал по следующему маршруту:
ул.Якиманка, через Большой Каменный мост, по Моховой, Большой Лубянке, Сретенке, проспекту Мира, повернул на Трифоновскую улицу, затем на улицу Советской Армии, проехал по Шереметьевской, Звездному бульвару.
И на конечную остановку - ВДНХ - прибыл уже 6 июля ранним утром.

Транспортировка космического корабля «Буран» обошлась городу в 17 млн рублей. Об этом сообщил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков.
Средняя и носовая части фюзеляжа Стойки шасси с тормозными колёсами КТ-182 Узлы крепления композитных носков крыла Маркировка (011) на внутренних поверхностях Круглое зеркало внутри носовой части фюзеляжа
Космический караван в Парке Горького "Буран"  проезжает мимо Кремля У Большого театра Въезд на ВДНХ Караван у павильона "Космос"
"Буран" на ВДНХ, это своего рода крейсер "Аврора" на Неве  -  память и наследство следующим поколениям.

Спасибо всем тем, кто сохранил и восстановил для России образец космического корабля "Буран",
пусть ещё долго он будет напоминать о великих делах авиастроителей СССР.

Подъём фюзеляжа Стыковка крыльев Монтаж вертикального оперения Стыковка с носовой частью Буран перед окраской
По сообщению руководства ВДНХ,  внутри "Бурана" будет создана интерактивная экспозиция, посвящённая программе  "Энергия - Буран".
ПРИМЕЧАНИЕ. В интернете часто встречается неверное обозначение этого изделия "Буран БТС- 001", которое никакого отношения к нему не имеет
(изделия с таким названием  вообще не существовало).
Скорее, это составное изделие можно назвать "Буран 0.11 (0.05, 2.03)"
Благодарности:
Ведущему конструктору НПО "Молния"  Л.М. Богдану, за консультации;
Илье Савиных, vovanko.livejournal.com, Донату Москалёву, за фотографии.
Danila Smit, за видео транспортировки.
И.И. Гординой-Невмержицкой - заместителю  Ген.директора ОАО "ВДНХ".

Основные источники информации:
1. Архивы автора.
2. Осин М.И.  Неожиданные открытия и новации «Бурана». М., АИР, 2013
3. Богдан Л.М.  Миф о ресторане «Буран».  http://buran.starjet.ru/index10-2.htm
4. Парк Горького поставил арендаторов на счетчик. Ъ-Коммерсант 15.04.2011
5. Космический переезд "Бурана" на ВДНХ  http://www.vvcentre.ru/news/show/?3171
Схема размещения ОК"Буран" на территории ВДНХ
Схема размещения ОК"Буран" на территории ВДНХ
 
ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА СТЕНГАЗЕТА  МАП НОВОСТИ САЙТА КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА