Волоконский В. В.      "Буран" - летим дальше, дорогие товарищи.

Эпилог вместо пролога.

       
Как-то раз, году в 1998, уже после ошеломляющего развала страны и авиационной (да и остальной) промышленности, мне пришлось быть на территории тушинской промплощадки, на ней размещены НПО "Молния и Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ).
        Еще работали «старые связи» с руководством НПО «Молния» и ТМЗ, и я после встречи с А. С. Башиловым (тогда генеральным директором НПО «Молния») решил зайти к С. Г. Арутюнову (тогдашнему директору ТМЗ).
        Путь лежал почти через всю территорию тушинской промплощадки. Всё было уже не своё - «бурановское», а чужое. Какие-то таможенные склады, неизвестные фирмочки, товарные вагоны и т.п. И я заблудился. Случайно вышел на площадку, где под открытым небом были свалены крупные фрагменты планера «Бурана».
      Скорее всего это были части машин для тепловых и акустических испытаний, изготовленных, в свое время,  для наземной отработки. Зрелище было печальное: рваный металл, разбитые имитаторы плиток теплозащиты, рваные жгуты проводов. Полный разгром и разруха.

         На площадке стоял незнакомый мне человек, явно «из местных». Я  было направился к нему, чтобы узнать дорогу  к директорскому корпусу.

Не дойдя несколько шагов, я резко остановился. Крепкий, но немолодой уже мужчина… тихо плакал, смотрел на останки «Бурана» и беззвучно плакал.
Откуда что берется, и есть ли судьба.

    
Я окончил школу №150 Ленинградского района Москвы. В большом классе никто и никогда не кичился своими родителями. Мы просто дружили. Где-то с 4-го по 7-ой классы,  я сидел на одной парте с Федькой Засульским, бывал у него дома. Нормальные гостеприимные русские люди. К слову, Федор не очень отличался в учебе, и «получал» от учителей частенько.
В советской школе мы были совершенно уверены в своем праве на свободный выбор в будущем. Никто не связывал свое будущее с наличием денег на обучение или богатыми родителями. Наши учителя честно давали нам знания и учили нас, прежде всего, быть полезными своей Родине. И я теперь понимаю, что всем былым могуществом страны мы были обязаны нашим послевоенным учителям. Низкий им поклон. Свою классную руководительницу Лидию Андреевну Шутикову я считаю своей второй мамой. Вечная ей память и Царствие Небесное.
      А Отец  у нас, сирот войны и безотцовщины был один. Жаль, что далеко не все понимали это тогда и понимают это сейчас.
Чему учили в МАИ и на НПО им. С.А. Лавочкина.

     
Запас школьных знаний позволял студенту первого курса без натуги вписаться в институтскую жизнь. Больше самостоятельности, но и больше ответственности. Я учился на первом факультете. Сначала он назывался самолетостроительным, позже он  стал шестым факультетом, и с появлением ракетного уклона стал называться факультетом летательных аппаратов (ЛА).
       Факультет давал обширные знания по проектированию ЛА. И, самое главное, учил, а можно сказать и заставлял студента думать самостоятельно.
      Получив распределение на завод НПО им. С.А. Лавочкина, я попал в конструкторский комплекс к легендарным конструкторам, которые создавали наши замечательные истребители ЛА-5 и ЛА-7, а позже и самую передовую (актуальную по настоящее время) ракетную технику.

       Анатолий Константинович Большаков, Анатолий Семенович Гречкин, Абрам Львович Гуревич, спасибо Вам, настоящим русским людям за науку думать и честно работать.
     Завод для меня был родным домом, в эти «ужасные тоталитарные времена» я в свободное время занимался парусным спортом в заводской секции, а позже увлекся альпинизмом.

       В альпинистских лагерях мы бесплатно обучались азам этого замечательного вида спорта, бесплатно получали альпинистское снаряжение, и позже, я никак не мог понять, почему на Западе альпинизм считался спортом для очень богатых людей.

       На самом деле, наше поколение было сказочно богатым, богатым по-настоящему своею 
       Страной, созданной для людей труда, а не торгашей и спекулянтов.
       Меня все больше привлекало техническое управленчество, я стал ведущим конструктором по созданию спутника «Прогноз» (см. фото справа).

        Ведущий конструктор должен досконально, до последнего винтика знать «свою» машину, состав и работу всех ее систем. Разрешая противоречия  появляющиеся на стыках систем и в процессе производства, ведущий конструктор, по сути дела, отвечает за материальное воплощение идеи, заложенной в конструкторской документации. Его работа объединяет труд огромного коллектива инженеров, технологов, расчетчиков, испытателей, рабочих - всех тех,  капли труда которых сливаются в новый невиданный ранее аппарат, который откроет людям тайны Вселенной.  Сказано достаточно поэтично, но это так.
       А в повседневной жизни это выливалось в работу, где решение подчас рутинных задач отнимает большое количество времени и нервов. Человек всегда стремится к чему-то большему, чем то, что у него есть. Для одних - это возможность реализовать себя в новой интересной работе на благо Родины, для других - деньги, для третьих - возможность вообще не работать, а пользоваться трудом других «лохов», как теперь называют людей Труда.
Пересадка на «Буран».

    
На НПО «Лавочкина» была полоса удач и успехов. Учтите, что это был конец 70-х начало 80-х  годов. Успешные экспедиции автоматических аппаратов на Марс и Венеру, доставка грунта с Луны, и реализация ряда других интересных проектов.   
     Однако, узнав что в Минавиапроме СССР (МАПе) организуется новый Главк (12 Главное управление), где есть вакансия ведущего инженера, а Главк этот создан специально под тему «Буран», я обратился к начальнику 12 Главка  Литареву Эдуарду Владимировичу, был приглашён на собеседование и, с легкой руки главного инженера Главка Ефимова Леонида Михайловича, в течение 3-х дней стал ведущим инженером по НПО «Молния» - тоже вновь образованному предприятию, во главе с главным конструктором, генеральным директором Лозино-Лозинским Глебом Евгеньевичем.

      Назначению Лозино-Лозинского главным конструктором НПО «Молния» (головного предприятия авиапрома по созданию планера орбитального корабля «Буран»), способствовало то обстоятельство, что он ещё в ранге заместителя генерального конструктора у А. И. Микояна занимался созданием авиационно-космического аппарата «Спираль». О «Спирали» - отдельная «песня». Желающие найдут большое количество ссылок в любом поисковике.    
Центральный аппарат или кто есть ведущий по предприятию.

    
Вообще-то, я довольно слабо представлял свои права и обязанности как работника центрального аппарата Минавиапрома. На предприятиях Минобщемаша, где я прежде работал, ведущий инженер Министерства по предприятию «в народе» считался довольно крупным начальником, когда он посещал предприятие, то свободно общался с главным, его замами и другими высшими руководителями.
       В «Положении о ведущем по предприятию» указывалось, что его основной задачей является осуществление политики Министерства в отношении данного предприятия. Но что конкретно он должен делать и в чем заключалась его целевая функция? Является ли он просто переносчиком информации для лиц, принимающих решение? (Например, начальника Главка). Или сам может принимать решения обязательные для исполнения. 
      На самом деле все оказалось сложнее и проще. По принципу: бери работы сколько можешь унести, а за это получи сколько хочешь морального удовлетворения.
      Материальные блага определялись, в основном, занимаемой должностью. А вот должность зависела не только от объема и качества проделанной работы, но и от «взаимоотношений» с вышестоящим начальством, при этом важен был уровень досягаемости руководства, т.е. к кому данный работник мог быть вхож.
     Так как объем и качество работы управленца невозможно измерить (как, например, у токаря - посчитал количество качественных деталей за смену и порядок), важнейшим критерием была оценка его деятельности вышестоящим начальством. И чем «выше» был начальник, тем больше была возможность показать себя. Но при этом, берусь утверждать, что никто из известных мне работников аппарата Минавиапрома СССР не связывал своего благосостояния со взятками, воровством или «откатами».
       Моему же появлению в аппарате Минавиапрома без всяких «мохнатых лап» скорее всего, способствовала возникшая необходимость иметь в составе Главка инженера, знакомого с технологическими циклами производства различных уникальных космических аппаратов, т.к. подобного опыта у маповских специалистов не было.

       На НПО им. С.А. Лавочкина я проработал 15 лет, с грустью я прощался с товарищами в ОКБ, лабораториях и цехах, уважаемыми мною руководителями, с водно-лыжной, парусной и альпинисткой секциями.

      Просто, при одинаковой зарплате можно было работать по 12 часов в сутки, а можно было и умеючи сталкивать работу на других.   В основном, ведущие инженеры и распределялись по этим двум уровням.

      Опытные, потомственные министерские, хорошо знавшие бумажную канцелярскую технологию, исполняли роль носителей информации, кстати говоря, не всегда - объективной. Так как объективность зависела от технической эрудиции ведущего, которую нужно было постоянно поддерживать на уровне создаваемой техники, т.е. непрерывно самообразовываться. Такие ведущие, получавшие информацию от руководителя предприятия, зачастую превращались в лоббистов этих предприятий, никогда не критикуя их состояние без команды сверху, конечно. И уж, конечно, не пытались ими управлять. Руководитель крупного предприятия имел возможность прямого контакта с заместителем Министра и самим Министром, и их мнение о ведущем было весьма немаловажным фактором карьеры последнего.
Такое положение было вполне допустимым для понятного, традиционного, «стационарного» процесса создания авиационной техники.
      Технология создания самолетов и аналогичных летательных аппаратов была в достаточной степени отработана. Этапы проектирования, экспериментальной отработки агрегатов, непосредственного производства и, наконец, этап лётных испытаний и передача летательного аппарата Заказчику были обеспечены достаточным комплектом нормативных и правовых документов.
      Создание новых самолетов требовало в первую очередь  создания новых материалов, технологических процессов, новых агрегатов (двигатели, системы управления) - это входило в задачи институтов и предприятий.
      В задачи аппарата Министерства входило создание рациональной и эффективной кооперации, как правило, достаточно традиционной, а также разработка и контроль выполнения соответствующих планов-графиков.
      Сроки создания летательного аппарата и передачи его Заказчику определялись Постановлением Правительства, а генеральные графики разрабатывались головной организацией проекта совместно с Министерством и утверждались Министром. Надо сказать, что конечные сроки были «мобилизующими», т.е. крайне жесткими, но вовсе не «средне потолочными». Определялись они из опыта создания аналогичных образцов и привлекаемых ресурсов. Если, необходимо было внести корректировки - они тщательно обсуждались и утверждались также на уровне Правительства. 
      На практике, реальные сроки работ, как правило, на 2-3 года превышали директивные. Объективные и субъективные причины переноса срока реальных проектов - сюжет для дополнительных исследований. Обоснованием переноса сроков и подготовкой правительственных документов занимались также головное предприятие и аппарат Министерства.  Ответственность за выполнение директивных сроков всегда лежала на Министре.
      До появления проекта «Энергия-Буран» все задачи, в основном, решались внутри отрасли: от металла до полёта. Межотраслевая кооперация касалась, в основном, радиоэлектронной и электротехнической промышленности. Межотраслевую кооперацию организовывало также Министерство.
       Проект «Энергия-Буран» впервые потребовал слаженной работы двух могучих отраслей: Министерства общего машиностроения  СССР (МОМ) и Министерства авиационной промышленности СССР (МАП).

МОМ в то время возглавлял Министр Афанасьев Сергей Александрович, а МАП   - Министр Дементьев Пётр Васильевич, позднее - Казаков Василий Александрович.

       Эти сталинские Министры были выдающимися инженерами и управленцами. Целью их жизни было служение Родине не на словах, а на деле. При них Советский Союз достиг высших результатов в создании ракетной и авиационной техники, намного превосходящей западные аналоги по качеству и по количеству. И я считаю, что эти имена должны быть также известны, и почитаемы, как имена  С. П. Королева и Ю. А. Гагарина.
        Создание самолета, способного неоднократно выводиться в космос, совершать космический полёт  и совершать посадку с использованием аэродинамических поверхностей, являлось совершенно новой для Минавиапрома задачей и в техническом, и в организационном плане. Потребовалось создание специального 12 Главного управления, нового специального головного предприятия - НПО «Молния». А 12 Главку потребовались специалисты, знающие космические технологии и могущие объективно отслеживать ход работ по созданию такого уникального летательного аппарата, как «Буран».
        Понимание этого руководством 12 ГУ МАП - начальником Главка Литаревым Э. В. и главным инженером Ефимовым Л. М. и привело к появлению в коллективе Главного управления наряду с опытными министерскими «волками» работников с производства, «от сохи». Что касается меня, возможность руководства коллективом ради выполнения сложной технической задачи, всегда привлекала. В первую очередь меня радовало чувство сопричастности и собственной значимости в создании такой системы, как «Энергия-Буран». 
       Так с Евгением Васильевичем Копыловым в 12 Главке Минавиапрома мы стали управленцами первого типа (по моей классификации) - не будучи экспертами в области «политических взаимоотношений» мы буквально наслаждались возможностью позитивно влиять на ход создания орбитального корабля «Буран». Ради этого мы брались за любую работу в любом количестве и любой сложности, пока не надорвались…
        Евгений Васильевич говорил мне, что сейчас молодые люди интересуются процессом управления созданием такой большой технической системы, как орбитальный корабль «Буран». Каким образом, в советской централизованной системе решались подобные задачи? Я попытался было, но потом задумался, кто эти люди и зачем им мои воспоминания и знания по организации управленческого труда в Советском Союзе.
       Советская система политически, экономически, технически и нравственно целенаправленно разрушена. Рассказывать, как мы много и интересно работали «мерчендайзерам», владельцу гольф-клуба или «передовикам шоппинга» - занятие неблагодарное.
       Нынешнему инженеру или техническому «манагеру» вряд ли пригодятся советские алгоритмы управления.
        Гордиться работой на износ, за чистый интерес и при невысокой заработной плате по нынешним понятиям - чистый «лохизм».

      Поэтому я решил остановится на моем личном восприятии тогдашних явлений в министерской жизни, и на личном взгляде на отдельных известных и не очень известных  личностях.

      Если успею, то попробую написать о моих встречах и контактах с Г. Е. Лозино-Лозинским - главном конструкторе, генеральном директоре НПО «Молния», герое соц. труда, кавалере многих орденов, докторе тех. наук и пр. и пр., столетие которого будет отмечаться в ближайшее время, о его соратниках Дементьеве Г. П., Башилове А. С., Блохине Ю. А., Селецком Я. И., Новикове В. К., Члиянце О. Н. и о других коллегах по "Бурану".
     Планирую написать о первом и последнем пуске «Бурана» 15 ноября 1988 года, свидетелем и участником которого мне посчастливилось быть на Байконуре.

     И, конечно, готов ответить на любые вопросы почтенной публики, если они появятся.
P. S.    Мало кто знает, что в аварийном случае, при нештатном входе в атмосферу, «Буран» планировалось утопить в океане, что такие предложения были у некоторых членов Госкомиссии при реальном спуске, но главный конструктор МОКБ «Марс», ответственный за систему управления "Бурана" на этапе спуска и посадки Анатолий Сергеевич Сыров  неизменно им отвечал:    «Летим дальше!»…
И мы долетели.
Так что  - летим дальше, дорогие товарищи!
В. В. Волоконский
02 октября 2009 года
[НА  ГЛАВНУЮ  СТРАНИЦУ САЙТА][12 ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ][ГОСТЕВАЯ  КНИГА]
2009 год
       Мой отец и моя мать были авиационниками, познакомились и поженились будучи студентами рабфака МАИ и, естественно, что после школы я пошел в МАИ. Производственную практику я проходил, конечно, на ТМЗ и только тогда узнал, что отец Федора Засульского, моего однокашника, был директором ТМЗ в мои школьные годы.
      Так или иначе, жизнь моя оказалась связанной с тушинской промплощадкой, на которой размещались ТМЗ и НПО «Молния», с коллективами которых мне посчастливилось работать над созданием орбитального корабля (ОК) «Буран».
      И хотя, ничего кроме ордена Трудового Красного Знамени я на «Буране» не заработал (орден этот отменила ельцинская команда), я - счастливый человек и мне не стыдно будет предстать перед Всевышним.
Разрушенные фрагменты носовой части ОК "Буран"
В.В.Волоконский в Приэльбрусье 1981 год
В.В.Волоконский в Приэльбрусье 1981 год
Читайте ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЙ