Волоконский В. В.         

ПОСЛЕДНИЙ    СТАРТ   БУРАНА


                                      (РАССКАЗ  УЧАСТНИКА  ПУСКА)

[НА  ГЛАВНУЮ  СТРАНИЦУ САЙТА][12 ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ][ГОСТЕВАЯ  КНИГА]
2010 год
          Сегодня, 15 ноября 2010 года.
Наконец - то собрался  сесть за «так сказать продолжение» своих рассказов о «Буране», как позвонил Сергей Кравчинский (коллега и соратник из НПО «Энергия» Минобщемаша) и поздравил меня с праздником.

          Действительно, сегодня 22 года со дня последнего и единственного космического полёта «Бурана».
         Теперь рука не поднимается назвать этот полёт первым. К сожалению, он был последним полётом великой страны, где гением и жизнями немногих праведников Власть служила многим - народу. Но праведники ушли и эти  «многие» продали свою Власть, даже не за 30 сребреников, а так, за мелкие копейки -  видеомагнитофоны, боевики, голые телеса самок, геномодифицированую жратву, фальсифицированный алкоголь и наркоту.

          Взяв очередной лист из папки черновой бумаги (пишу на старых ненужных распечатках с обратной стороны) читаю: Москва +23 град. С, 19 августа 2010 года, праздник - День Воздушного Флота России. Мой день рождения. 69 лет - ох, не случайно случаются случайности….

         Итак:  15 ноября 1988 года.
          Заканчивается подготовка ко второй попытке запуска. Первый старт был прерван на последних секундах предстартового отсчета из-за не расстыковки одной из технологических площадок с РН «Энергия». Все это широко освещалось в прессе. Даже в одном из журналов на  развороте двух страниц была помещена фотография ракеты-носителя и орбитального корабля на стартовом комплексе. Такая «гласность» была для вечно секретных работников непривычна, но лично мне нравилась.
          Как сказал Владимир Владимирович Маяковский: «…смотрите, завидуйте - я гражданин Советского Союза!»
          И я «приобщил» эту фотографию к своим рабочим документам. И вот теперь я снова  на Байконуре…
         На нереально огромном стартовом комплексе - связка ракеты-носителя «Энергия» и орбитального корабля «Буран» смотрится вполне естественно. А когда осознаёшь масштабы происходящего, появляется мысль: «неужели всё это мы сделали» и мурашки по спине.
         Но тем, кто готовит  ракету к пуску, некогда заниматься романтикой. Всё давно привычно - «да, сделали, да, можем!». И эта уверенная работа наполняет сердца гордостью за себя, за наших людей, за свою страну!

        Но вернёмся в тот замечательный день.

        Стартовый комплекс.
Опасения отмены, как в прошлый раз, на последних секундах….
Но все команды и доклады проходят идеально и, наконец…..  море огня.
На ослепительно белой колонне в небо величественно всплывает огромное и прекрасное сооружение - ракета-носитель «Энергия» и орбитальный корабль «Буран».
        Погода, хуже не бывает! Сильный ветер со снегом и дождём режет лицо. Стартовые
конструкции стали блестеть в лучах прожекторов - обледенение до 2-х мм.
        Но вот сверкающая колонна прорезает серую низкую облачность, проходит сквозь неё и, небеса закрываются.
        Теперь только телеметрия.
Члены Государственной комиссии: Секретарь ЦК КПСС О.Д. Бакланов, Министры, работники Главных управлений различных министерств и ведомств, генералы с большими звёздами, Генеральные конструктора предприятий, которые много лет руководили созданием этой системы, превратились на короткое время в «зрителей» за спинами операторов
Первые секунды старта системы "Энергия-Буран"
Первые секунды старта системы "Энергия-Буран"
Последний старт Бурана
Последний старт Бурана
        Секунды полёта … «отделение ускорителей», «отделение корабля». «Есть  выход на расчётную орбиту….»
Негромкие аплодисменты, ракета отработала идеально - «ракетчики могут расслабиться». Сейчас корабль уйдёт из поля зрения наземного измерительного комплекса полигона и его «примут» другие НИПы (наземные измерительные пункты) на всей необъятной территории Советского Союза.
        Давно стоят в расчётных точках мирового океана специальные научные корабли, они «подхватят» ОК, когда он выйдет из поля зрения наземных НИПов.
        Вот  «Буран» зашёл за Землю. Есть время выехать на стартовую позицию (СП) и осмотреть стартовые сооружения. Госкомиссия осматривает УКСС (Универсальный комплексный стенд - старт).  Несколько часов тому назад здесь полыхало пламя с максимальной температурой, которую возможно достичь на Земле. Внешне - разрушения минимальные. После тщательного технического осмотра УКСС будет готовиться к приему второй лётной машины, которую планировалось запустить через два месяца… Кто б знал…

        Ещё немного и «Буран» будет готовиться к спуску и посадке, сюда, на посадочный комплекс, на полосу, которую хорошо видно из окна здания ПК. Только сейчас понял, что пишу о «Буране» как о живом существе.
Да, в сущности, так оно и было.    Корабль был наделён разумом людей, создавших его.



        Постоянно поступает и уточняется прогноз погоды.
        Плохой, очень плохой, ещё хуже…. Сильный боковой ветер.
Техническая часть Государственной комиссии (генеральные и главные конструктора предприятий)
совещается в «узком кругу» с председателем комиссии О.Д. Баклановым.



        Позже я узнал, что были предложения затопить «Буран» в океане, дабы избежать
возможной аварии при посадке в условиях очень плохой погоды. Сейчас это кажется не просто
трусостью, с целью уйти от ответственности, но и, возможно, «прицельными»
действиями некоторых хорошо «информированных товарищей».



        Дважды вносились такие предложения и дважды руководитель МОКБ «Марс» А.С. Сыров,
ответственный за управление на участке аэродинамического спуска и посадки заявлял:
«летим дальше»… Вот откуда эти слова.

        Председатель Госкомиссии О.Д. Бакланов и главный конструктор НПО «Молния» Г.Е. Лозино-Лозинский решительно поддержали это мнение. Эта уверенность в результатах выполненной большой работы, вера в людей и конечно уверенность в себе, на мой взгляд, необходимая черта настоящего  специалиста и руководителя, (каких было большинство в оборонной промышленности страны), и  определила дальнейшее развитие событий.
       Устав стоять за спинами операторов, (в какой-то хронике меня «зацепили» в кадре с шеф-пилотом «Бурана», космонавтом-испытателем Минавиапрома И.П. Волком), я пошёл в комнату, где отдыхал перед встречей и сопровождением «Бурана» в воздухе лётчик-испытатель М.О. Толбоев.
       Кое-как примостившись на стуле, я задремал и был разбужен дежурным офицером, который дал команду М.О. Толбоеву готовиться к вылету.
       С лётчиками-испытателями отряда космонавтов Минавиапрома (команда И.П.Волка) я был хорошо знаком. Чисто символически (он обошёлся бы и без моей помощи) я помог подтянуть шнуровку компенсационного комбинезона Толбоева и вышел вслед за ним в общий зал.
        М.О. Толбоев пошёл взлетать, а я занял место у окна, откуда было метров 300 - 500 до посадочной полосы. Облачность была низкая, всё было как-то серо - как в черно-белом кино.
        Дул сильный, шквалистый ветер, практически поперёк полосы. Хуже условий для бездвигательной и беспилотной посадки корабля «Буран» (фактически тяжёлого самолёта), идущего с околоземной орбиты в заданную ТОЧКУ земной поверхности, трудно было представить.
    По «громкой» связи идет доклад Толбоева - он «встретил» корабль и проводит внешний осмотр. Состояние плиток теплозащиты отличное. Шасси вышли, к посадке готов.

    И вот над полосой прошел истребитель-перехватчик Толбоева, а вслед за ним вышел из облачности «Буран». Он спускался очень стремительно, по очень крутой глиссаде и, в тоже время, уверенно, как будто это делал много раз.

     Было тихо - посадка, «Бурана» бездвигательная, аэродинамическая.  Только самолёт Толбоева пронесся с грохотом в стороне от полосы на минимальной высоте.
Заход на посадку. Шасси выпущены.
Заход на посадку. Шасси выпущены.
          В последние часы подготовки корабля к вывозу на стартовую позицию и стыковке с ракетой-носителем, мы с ним постоянно проводили «под кораблём».
          Одна из последних предстартовых операций - проверка уборки и выпуска шасси корабля. При уборке, шасси должны уйти в отсек фюзеляжа, который потом  герметично закрывается створками. И шасси и створки должны встать на замки, чтобы не вывалиться при старте и орбитальном полёте. При выпуске шасси должны быть зафиксированы другими замками, иначе шасси могут сложиться под тяжестью корабля. Гидравлические механизмы открытия створок и выпуска шасси взаимоувязаны конструктивно и логически. Многократно отработаны на кинематическом стенде шасси в НПО «Молния».
         Так вот, один раз открытые створки не встали на замки и шасси не зафиксировались. Необходимы дополнительные испытания, а это расход ресурса и дополнительное время, которого всегда не хватает. Я был за удвоенное повторение испытаний (так было положено по инструкции подготовки). Игорь Кириллович имел своё мнение, но, обратившись к инструкции, вроде бы согласился и как-то вежливо и «ловко» увёл меня из рабочей зоны, «что бы не мешать испытаниям».  Честно говоря, я знал, что Игорь Кириллович всегда больше доверяет своему опыту и технической интуиции. Поэтому, хотя эта операция позднее была принята ОТК и «заказчиком», в глубине души оставался червячок.
          Естественно, что как только я увидел корабль с выпущенными шасси, мне, с  моей точки наблюдения показалось, что створки шасси не полностью открыты. Время для меня остановилось и в животе стало как-то противно холодно.
Касание полосы должно было произойти почти напротив моего окна.     Вот сейчас, вот касание, вот вся нагрузка на ноги, вот…..
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
      «Буран» коснулся полосы практически на осевой линии, с сильным хлопком вышли тормозные парашюты (О.В. Рысев НИИ парашютостроения), включилась система торможения шасси (И.И. Зверев АЗ «Рубин») и, пробежав по полосе, корабль остановился практически в расчётной точке.

      Улетал он ослепительно белым сверху и лаково чёрным снизу. О плитках теплозащиты (А.Г. Ромашин ОбНПО "Технология"), которыми был оклеен корабль, можно написать отдельную драму или поэму, как кому нравится, ведь практически о каждом новом техническом решении можно написать не одну книгу.

      Теперь обожжённый жаром спуска в потоках огненной плазмы он стоял с посеревшими плитками и «углеродным» налётом  на боках фюзеляжа от  углеродных носков крыла. Нижние, чёрные плитки лишились угольного блеска, но практически все были целы.

      Оглушительная тишина была взорвана всеобщим ликованием, радовались и поздравляли друг - друга все без «чинов и званий», по-русски,  с объятиями и похлопыванием по спине.
Выпущены тормозные парашюты
Выпущены тормозные парашюты
Торможение корабля Буран на полосе. Вверху самолёт Толбоева.
Торможение корабля Буран на полосе. Вверху самолёт Толбоева.
        Потом народ бросился  к машинам, припаркованным  возле здания,  вопреки всем инструкциям понёсся к стоявшему на полосе кораблю.
       Первой «ленточку» пересекла машина Александра Александровича Максимова - генерала армии, начальника ГУКОС (Главное управление космических сил - было успешно разрушено в результате ельцинских реформ).
       Второй оказалась наша машина, в которой были начальник 12 Главного управления МАП Радомир Степанович Король, я и Ювеналий Павлович Марчуков - главный конструктор ВСУ (вспомогательной силовой установки корабля).

       По схеме управления ВСУ должна была работать какое-то время после полной остановки корабля, обеспечивая энергией бортовые системы и, главное, гидросистему  и тормозные устройства, давая возможность бригаде наземного обслуживания закрепить корабль и подключить наземные машины обслуживания.
     Корабль медленно остывал и добродушно «пыхал» выхлопом ВСУ. 
«Король, а он у тебя не взорвётся?» - пошутил Максимов. «Это ВСУ  работает, подальше от выхлопа надо» - пояснил Марчуков: «Сан. Саныч, а матчасть то изучать надо» хохотнул он, намекая на известный анекдот…



     Подъехали остальные «встречающие». Начались фотосъёмки на фоне корабля.
     Король остался равнодушным к этой суете, и я  не стал пробиваться к фотографировавшимся, хотя мне очень хотелось «запечатлеться» возле еще теплого «Бурана». Сейчас, если честно, жалею.
       Оглядываясь назад, хочу сказать, что тогда я, с головой ушедший в работу, совершенно не ощущал беды, нависшей над всеми нами. Скорее думалось о перспективе, о флоте «Буранов», обеспечивающем наше бесспорное преимущество в космосе, о пилотируемых полётах, о внедрении новых технологий в народное хозяйство, об интересной работе на много лет для меня и моих детей, для всех создателей этого комплекса.

         Порывы ветра срывали с голов шапки. Говорят, что даже спустя два дня, в степи находили шапки ушанки, полковничьи папахи и генеральские фуражки. И, что  готовился список «унесенных ветром» головных уборов.

         Фотография «Энергии- Бурана» из журнала была у меня с собой, и я решил собрать подписи членов Госкомиссии в этот исторический момент «для истории». Я представлял, как будут мои сыновья гордиться этой реликвией…
Первая открытая фотография Бурана с автографами членов Госкомиссии, генеральных и главных конструкторов Волоконскому на Байконуре 15.11.88.
Первая открытая фотография Бурана с автографами членов Госкомиссии, генеральных и главных конструкторов Волоконскому на Байконуре 15.11.88.
До 1991 года оставалось около 1000 дней.      Катастрофа была уже запущена!

           По неписаным законам Родина всегда награждала своих героев-победителей.
           По приезде в Москву началась суета по распределению  благ за эту победу.
           Впервые в «Правде» были опубликованы репортажи с фотографиями о запуске системы «Энергия - Буран», назывались имена разработчиков, которые ранее были засекречены.
           Повышались категории предприятий, а это увеличение фонда заработной платы, численности и социалки (квартиры, дачные участки, землеотвод на побережье Черного моря под строительство пансионатов и санаториев для работников предприятий)  Было получено разрешение ВАК на создание Учёного совета на НПО «Молния» - прямой путь к диссертациям и учёным званиям. И, конечно, ордена и медали.
           Государство благодарило за самоотверженный труд.

           Да, тяжело жилось трудовому народу в «тоталитарном» государстве. Какое насилие над личностью - выделять людям квартиры бесплатно и без всякой ипотеки. И это в то время, когда в магазинах было всего 3-5 сортов сыра и колбасы. Правда, из натуральных продуктов и по доступной ЛЮБОМУ цене, но это уже мелочи…

           А пансионат «Небуг» на Черном море для отдыха работников НПО «Молния» все-таки успели достроить. Правда, это теперь пятизвездочный валютный отель, принадлежащий, как говорят, семье Черномырдина, а НПО «Молния» на грани исчезновения, но это уже мелочи…

           Как только начался этот процесс, удивительно много оказалось претендентов на получение наград и других поощрений.
           И чем меньше человек принёс пользы делу, тем активнее он выбивал себе награды. Некоторые личности, которые, на мой взгляд, откровенно мешали делу - теперь были в первых рядах соискателей.
           Нарушение принципа «от каждого по возможностям - каждому по его труду» уже привело к расслоению общества на трудящихся и получателей благ за счет трудящихся, (людям, пробравшимся в «точки распределения» общественного продукта мешала все присвоить себе только социальная структура общества - вот и началась «перестройка»).
И, как тут не вспомнить фразу: "Кадры решают все!"
      В нашем Главке составление и утверждение списков награждаемых оказалось в руках других замов (Иванов, Хомутинников), сам Р.С. Король не считал нужным лично участвовать в этом распределении.
      Меня это обстоятельство, по наивности, сильно удивило и обидело. Вроде-бы только я в комплексе знал степень участия всех организаций…
      Но в «точки распределения» «чужих» уже не пускали.

      Особенно меня ошеломили результаты обсуждения моей кандидатуры  на общем собрании Главка на награждение Орденом Трудового Красного Знамени. На этом обсуждении вся «старая гвардия» министерских работников, которых я заставил работать по этой теме и, при этом, понимать суть вопроса (а не только собирать и носить информацию), устроила мне обструкцию. Моя кандидатура победила с перевесом всего один голос!
         Ну а после победы демократии, Ельцин отменил этот орден. Им не награждают в Российской Федерации.
         Ну, конечно - же, орден:
                                                        - Трудового - трудятся только лохи, а правильные люди - зарабатывают;
                                                        - Красного   - ну это вааще….

         Но я, почему-то совсем не расстроен и не считаю, что мне недодали…

         Орден Трудового Красного Знамени - это от Родины - Союза Советских Социалистических Республик.

         Встретил недавно одного из бывших коллег.
         Толковый инженер, работает  на иностранной фирме на очень маленькой должности, весьма доволен. Так он до сих пор уверен в том, что я получил, что-то «нормальное» материальное, а не какой-то орден…

         Мой младший сын(10 лет) часами смотрит и играет в «Звездные войны». При этом с одинаковым усердием за «Империю» или «Повстанцев». И очень злится, когда я пристаю с вопросом: «За что же они сражаются, в чем разница их целей?»

         Пройдет еще пять - десять лет и «Бурановская» эпопея будет прочно забыта.
         Зачем я всё это пишу? Зачем нужны эти воспоминания?
         Как ни банально это звучит - для молодёжи.

Во первых - чтобы ВЫ знали, что мы могли создать практически всё.
Во вторых - чтобы ВЫ знали, что мы были (в большинстве своём) не очень озабочены потреблением. И поэтому могли создать всё.

         Любые ресурсы всегда ограничены  количественно. Безграничное потребление при ограниченных ресурсах - есть смерть для потребителя.

          Да и радость - золотой унитаз, приносит только тому, что туда попадает.

Молодые люди, у кого потребительство еще  не отшибло способность мыслить, юноши и девушки, пожалуйста, думайте и задавайте вопросы. Человек, способный сформулировать вопрос уже сделал шаг к самостоятельному мышлению.    
         Спрашивайте!
         Постараюсь ответить.
В.В. Волоконский 1988 год
«Летим дальше товарищи…»
Владимир Волоконский
Москва   02-12-2010
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Небольшое отвлечение.

          При подготовке «Бурана» к пуску я почти месяц жил на полигоне.  Готовил корабль по системам Минавиапрома,  коллектив лучших монтажников Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ), возглавлял который директор завода Игорь Кириллович Зверев, человек незаурядный, я бы сказал легендарный. Великолепный инженер «от Бога» и очень человечный человек.
          Всегда со своим взглядом на ситуацию, какая бы сложной она не была, человек, не способный на хамство. И, хотя я всегда уважительно относился  к заводчанам, я у него «проходил» как «министерский», - от которого пользы нет, но неприятностей можно ожидать достаточно.
Орден Трудового Красного Знамени 1990 г. (В.В.Волоконский)
Орден Трудового Красного Знамени 1990 г. (В.В.Волоконский)
В.В.Волоконский, И.П.Волк - посадка Бурана (кадр из фильма)
В.В.Волоконский, И.П.Волк - посадка Бурана (кадр из фильма)
Генерал А.А.Максимов - начальник ГУКОС
Генерал А.А.Максимов - начальник ГУКОС
Ю.П.Марчуков - главный конструктор ВСУ, НПО"Сатурн"
Ю.П.Марчуков - главный конструктор ВСУ, НПО"Сатурн"
И.К.Зверев - директор ТМЗ
И.К.Зверев - директор ТМЗ
Программа работ (ЦУП)
Программа работ (ЦУП)
Штормовое предупреждение 15.11.1988 г. с 7-00 до 12-00
Штормовое предупреждение 15.11.1988 г. с 7-00 до 12-00
 
Это последний очерк В.В.Волоконского.
Он скончался 16.08.2012 г. на 71 году жизни.

Прочитать о нём можно  здесь